«Волжская одиссея» архитектора Михаила Капитонова - Darykova.Ru

«Волжская одиссея» архитектора Михаила Капитонова

Рубрики:
Дорожные приключения
Социальные сети:
ВКонтакте | Дзен/ОбнимиМеня

«Забрал каяк в прокате в Самаре. Везу в Ульяновск. Завтра начинается моё большое приключение. По просьбам трудящихся буду вести и выкладывать дневник путешествия», — написал Михаил Капитонов в своём аккаунте в соцсетях и начал путевые заметки. По его словам, изначально он хотел писать родным о том, как прошёл его день, чтобы те не переживали, а в итоге это вылилось в очень интересный текст, украшенный фотографиями и видео.

Путешествие по воде от Ульяновска до Самары заняло у него шесть дней (Миша, кстати, уложился в свой график). При этом опытным гребцом его никак не назовёшь — это было второе плавание молодого человека. А успех его во многом зависел от хорошей подготовки, секретами которой он и поделился с нами.

— Пешие походы – тема не совсем моя, потому что я предпочитаю комфорт, люблю вкусно поесть, и отсутствие этого меня всегда смущает, — говорит Михаил. — А вот лодка позволяет не экономить на каждом килограмме, взять с собой, например, любимые сыры. В студенческие годы у нас была традиция выезжать на природу, она настолько укоренилась, что у нас в аудитории постоянно лежала дежурная палатка, которую по очереди использовали разные одногруппники. Я помню, в конце какого-то курса мы устроили вечеринку. У нас часть ребят отправилась за Волгу отдыхать с палатками, другая часть – тусить по клубам, по барам. Я выбрал второй вариант, но к середине ночи решил, что меня тянет за Волгу. Я ночью в городской одежде – в джинсах и пиджачке – с бутылкой чего-то крепкого отправился в лагерь к ребятам. Кое-как освещая дорогу телефоном, нашёл их в лесу (улыбается)

Я заинтересовался темой лодок и в течение года прочитал историю создания самарских каяков, это новая разработка. Меня очень заинтересовало то, что они адаптированы под наши условия, под реки с большой волной – это промежуточное звено между морским и речным каяком. Мне интересно производство каяков как пример малого бизнеса, построенного на любимом деле, это меня и подкупило. В процессе чтения я немножко нахватался теоретической части. Хотя теория соотносится с практикой, наверное, как при управлении автомобилем. Знаешь теорию, но всё усваивается, только когда делаешь своими руками. Практика на порядок важнее и быстрее тебя учит.

Планируй тщательно и заранее

— Началось всё с прогулки на байдарках с друзьями. Они несколько лет назад вытащили меня на два дня,  мы спустились по реке Сок, а потом вышли в Волгу и доплыли до Самары. С тех пор я мечтал повторить такое путешествие, но мне не очень понравились сами байдарки, я хотел чего-то более крутого. Так я нашёл каяк. Самое интересное на Волге – когда начинает штормить, когда появляются волны, есть разгул стихии. А советская байдарка – это баржа, на которой в шторм находиться неприятно, у неё низкий борт с открытой внутренностью, плюс она сборная, не жёсткая, ходит активно под волной, поэтому надо быть опытным гребцом, чтобы выходить на серьёзные волны. Мне захотелось покататься на классных лодках – на стеклопластиковых каяках, их, кстати, производят в Самаре, там же можно взять в прокат.

Логистика была такая: в Ульяновске сел на авто и поехал в Самару, там взял в прокате каяк, закинул его на крышу и вернулся сюда. Здесь накануне путешествия всё необходимое упаковал, рано утром уехал на левый берег, на пляж за карьером, где грузят баржи. Там мы спустили каяк на воду, и я отчалил. Из Самары возвращался рейсовым автобусом.

Каяк — достаточно дорогая игрушка. Чтобы он окупился, нужно его активно эксплуатировать. Если ты действительно «плывун» и постоянно будешь на нём выходить – логично приобрести свой. Но для таких редких прогулок, как у меня, можно обойтись прокатом.

Михаил и его компаньон по бизнесу Арсений Куряев

Если чего-то для похода не хватает — привлеки друзей

— У меня почти нет походного снаряжения, всё, что нужно, я собрал по друзьям. У одного – спальник, у другого – палатку, у третьего – горелку. Изначально я хотел отрешиться от цивилизации, побыть наедине с собой, не включать телефон. Но при этом я помню фильм «127 часов» (фильм 2010 года режиссёра Дэнни Бойла о скалолазе, оказавшемся без средств связи, – прим. ред.), понимаю, что надо отмечать свои координаты, иметь резервный канал связи, чтобы хоть кто-то знал, где я нахожусь. Решил скидывать сообщения родителям, но понял, что буду им и фотографии скидывать, и описывать свое путешествие довольно подробно. Поэтому решил делать это для всех в соцсетях. Дневник в результате помог и мне самому, потому что к шестому дню мне было сложновато вспомнить, что было в начале.

У одного из друзей я взял пауэрбанк, его хватало примерно на восемь зарядок смартфона. Телефон я ставил на авиарежим, а включал, чтобы воспользоваться навигатором и подготовить отчёт. Конечно, я им фотографировал. Промежуточная остановка была в Тольятти, где я предполагал подзарядить все гаджеты. Но самое интересное – сложные волны и необычные участки реки – я снять не мог, потому что приходилось грести. Все фотки у меня – со спокойными пейзажами.

Когда я готовился к путешествию, я обзвонил друзей на тему багажника на крыше. Нужного багажника ни у кого не оказалось, и тогда я решил просто вызвать бортовую «Газель».

«На горизонте показались многоквартирники Тольятти. Вдоль берега тянулась нескончаемая коттеджная застройка. Если дальше от города Подстепки — дачный очаровательный посёлок, с небольшими домиками, утопающими в зелени садов, запахе бань и шашлыков, то ближе к городу это типичный пригород с огромными аляповатыми сундуками коттеджей, архитектура которых была безнадежно устаревшей сразу в момент строительства.
В 14:00 я причалил к пляжу Тольятти. Разгрузил каяк и улёгся загорать, ожидая «Газель». Переночевать я решил в Тольятти, воспользовавшись приглашением друзей. Плюс — возможность прогуляться по городу меня соблазняла. Подъехал Володя — водитель «Газели» моего возраста, с которым мы сразу поладили. Конец дня прошёл за разговорами, закупками в гипермаркете. Вечером мы сходили посмотреть общественное пространство у квартала 3.2, с которым Маша и Ваня
(друзья Михаила – прим. ред.) работали последние месяцы. Место сильно похорошело с моего последнего приезда. И в завершение дня мы посмотрели салют в честь дня города.
В пять утра Володя на
«Газели» ждал меня у подъезда; Ваня напёк мне в дорогу хачапури; ребята решили непременно меня проводить. В шесть я спустил «Кортик» ниже ГЭС и отчалил в сторону Тольятти. Начинался день пятый моей одиссеи». (Путевые заметки Михаила Капитонова).

Выбери правильные (и знакомые) продукты

— По поводу выбора продуктов, сказалось моё отсутствие походного опыта. Я рассчитал неправильно и взял всего с большим избытком. Я полез читать рекомендации на туристических форумах, там много написано про крупы, просто потому, что они сухие и их удобно нести. Я закупил в гипермаркете перловки, гречки, риса, пересыпал всё в бутылки. Но в обычной жизни я каши не ем и не представляю, сколько крупы нужно на одну порцию. Получается, что я взял круп на несколько месяцев. И выяснилось, что их очень долго варить, а мне было жалко времени. Оптимальным вариантом оказались простые макароны и консервы.

При этом очень удачно собрал более лёгкие перекусы. Здесь важно, чтобы продукты долго хранились. Завтракаю я лет десять одним и тем же – три яйца и огурец или помидор. То же я заготовил для похода. Плюс, конечно, взял всё для бутербродов – хлеб, сыры, сырокопчёное мясо. Хорошо себя зарекомендовали мягкие сыры – бри, камамбер. Пока ты этот кружок не разрезал, он отлично хранится. В качестве снека я взял чурчхелу – это открытие моей недавней армянской поездки – она подзаряжает энергией. Понравились фрукты и батончики мюсли – запас энергии, который мне был необходим при долгой физической нагрузке. Одним словом, голодным я себя ни разу не чувствовал.

К трудностям готовься заранее

— Такого, что хотелось всё бросить, вообще не было. Когда постоянно гребёшь, надо периодически разминаться и отдыхать. Я примерно раз в два часа выходил из каяка, чтобы расправить ноги и спину. В какие-то моменты, отдыхаешь в самом каяке. Я переходил в падение Черемшана в Волгу, там часа два нужно грести, и вокруг совсем нет берегов – ты в «океане». Погода стояла безветренная, Волга была как стекло, я сделал перерыв, откинулся назад и слегка задремал. Было абсолютное умиротворение. Но когда я проснулся, то сразу подумал: что я здесь делаю (улыбается)… Заснул – и ты посередине огромной водной глади. Конечно, это было замешательство всего на пару секунд, пока сознание не включилось.

Трудность в том, что нет возможности отдохнуть, отложить весло, малоопытному гребцу сложна постоянная нагрузка. Я думаю, с опытом пройдёт, когда ты сможешь спокойно 4 часа грести. На участке от Ульяновска до Тольятти Волга широкая, и берег идёт крупными заливами. Я наловчился не идти параллельно изгибу, а срезать по прямой. Путь ты проделываешь и, когда оказываешься в центре, уже достаточно далеко от берега. В штиль это достаточно легко. На второй день был сильный ветер, я хотел проплыть от Шиловки к Банным островам, но в такую погоду срезать было сложно. Я гребу полчаса, гребу 40 минут, ориентироваться сложно на середине Волги, в открытой воде непонятно: двигаешься ли ты вперёд или нет. В итоге я выбился из сил, приплыл к берегу. Не скажешь, что это запредельные трудности, но это сложнее, чем плыть по ровной воде.

Самое сложное место было – так называемый Пьяный мыс. Это широкие водные бассейны, которые ближе к Ульяновску. Там есть такое место в районе деревни Хрящёвка – два водных бассейна соединяются достаточно узким каналом. Так получается, что с одного крупного водохранилища волны собираются в это «горлышко», концентрируются там, и размер волны сильно вырастает. Волны приобретают реально морской размер! Хотя они и попутные, но я развил большую скорость (до 9 км/ч), и волны вносили реальные коррективы в управление – ты не свободен в выборе маршрута. Одновременно нужно держаться курса и приходится постоянно подруливать. Прохождение мыса стало для меня серьёзным испытанием, и когда я его проплыл, я ощутил гордость за себя.

«Приливные волны. Плыву вдоль … пляжа. Там отдыхающее, смех веселье. Я метрах в трёхстах от берега. Здесь волны большие, но такие морские — плавные но сильные, и в одном направлении. В целом по такой волне нормально. Но тут я вижу на горизонте тучу, и ветер все усиливается. Я решаю не рисковать и разбить лагерь на берегу. Поворачиваю к берегу, и понимаю что метрах в ста от пляжа отмель, а дальше лагуна. Об эту отмель волны врезаются и гасится, при этом поднимаясь гребнем с перехлестом. И частота этих ударов очень высокая — между волнами почти нет перерыва. Все это я понимаю только когда вплываю в полосу прибоя. Ничего не успеваю сделать, как меня разворачивает боком к волне… и следующая поднимает и переносит меня в лагуну. Я разбил лагерь, поставил палатку. Разгрузил лодку.

Пока пообедал, ветер улёгся волны разгладились и прибой почти исчез. Я спокойно отплыл от берега. Умиротворенные, как после секса, волны. Было часов семь, солнце становилось закатным, ветер почти стих. И волны стали ласковыми. Плавно и размеренно они поднимали и опускали мою лодку, совершенно не мешая грести.
Я думал, что на этой спокойной ноте и закончится день. Но со стороны Ульяновска появилась темная пелена. Засверкали молнии. … Пристал. Ставлю палатку, ветер вырывает ее из рук, по спине сечёт град. Под ливнем разделся — оставил мокрую одежду снаружи, и залез в тепло. Кайф!!!»
(Путевые заметки Михаила Капитонова).

Выбери правильный головной убор

— Весь путь я проделал в треуголке. Когда-то это была ковбойская шляпа, она появилась у меня лет 8 назад. Мне её подарил закадычный университетский друг Иван. Потом она долго валялась в шкафу, и я подумал, что из неё можно сделать треуголку. Перед заплывом на байдарке мне понадобился головной убор, я загнул поля – и получилась очень удобная треуголка. Она действительно удобна в плане аэродинамики – её не сдувает ветром, какой стороной голову ни поверни, она режет ветер. У меня её ни разу не сорвало с головы.

Рассчитывай только на себя

— Я планировал маршрут по «Яндекс. Картам». Примерно разбил весь путь на участки по 30 км — то расстояние, которое я мог оптимально пройти за день. Я предположил, что 20 км в день – будет совсем вальяжно (так мы плыли на байдарках), плюс я плыву один и мало отвлекаюсь на общение и контроль. В большой компании получается медленнее плыть из-за неорганизованности, в этом случае маловероятно, что в семь утра вы сложите лагерь и отплывёте. В путешествии у меня не было никаких карт, я ориентировался по телефону. Расчёт получился верным, почти все стоянки у меня были в тех местах, где я и планировал. В первый день я немного отставал от графика просто потому, что был не разогрет. К концу путешествия я уже разогнался и стал проходить быстрее.

Почти весь маршрут я был в одиночестве. Волга от Ульяновска до Тольятти очень пустынная, встреч не было ни с загорающими, ни с другими лодками. Ближе к Тольятти появились оживлённые пляжи, где были отдыхающие. Плывёшь: берег безлюдный, безлюдный, а потом сразу – пляж, где семьи, парочки тусуются. А ближе к Самаре все острова обжитые, там очень развита культура волжского отдыха, огромное количество людей имеет какую-нибудь лодку – моторную, надувную… Острова сплошь застроены навесами, палатками, которые не разбираются, а приспособлены для лодок. Люди не боятся там оставлять их.

В Ульяновске такой вид отдыха отсутствует, это часть самарской культуры. Волга у нас – это настоящее море, другой размер волны и другие масштабы всего. В Самаре она камерная, городская  река, обжитая, многолюдная. И это заметно отличает нас от Самары.

«Стою я и предательски очкую выходить в Волгу. Волны с рёвом обрушиваются на пляж, дальше на этих волнах мне нужно развернуться и проплыть всю Самару, подставляя борт. Разум оттягивает момент отплытия, предлагает решения: «Это уже Самара. Вызови «Газель», доберись по берегу до проката». Поел. Перебрал вещи. Выбросил в баки все лишнее. Избавился от балласта питьевой воды. «В конце концов, ты же хотел приключений», сказал я себе и толкнул каяк в волны. Заработал веслом, опустил руль, меня не развернуло. Берег удаляется. Между волнами резко выворачиваю руль, и поворачиваю на 120 градусов. Курс — Самара. В 14:30 я пристал к пляжу под Некрасовским спуском, конечной точке моей одиссеи. Я это сделал! Это было круто!
Не бойтесь осуществлять свои мечты!!!»
(Путевые заметки Михаила Капитонова).

Возьми с собой друга

— Вообще, я кошатник, но прекрасно понимаю, что кот или кошка в таком путешествии будут чувствовать себя некомфортно. Хотя я видел в разных блогах фотографии и видео, где коты путешествуют со своими хозяевами, посещают самые отдалённые уголки планеты. А вот собака вполне может стать спутником в плавании. Можно же даже взять такой двухместный каяк, посадить её впереди себя — и пусть она наслаждается волжскими видами, пока ты гребёшь. Заодно не скучно. И всегда есть кому скормить излишки еды.

Фото Михаила Капитонова



Мы используем файлы «cookie» для улучшения функционирования сайта. Если вас это не устраивает, покиньте сайт.
Оk