«Поприщин мёртв. Свадьбы не будет». Павел Солдатов выступил в роли сумасшедшего - Darykova.Ru

«Поприщин мёртв. Свадьбы не будет». Павел Солдатов выступил в роли сумасшедшего

Рубрики:
Анонсы, события и кое-что про друзей
Социальные сети:
ВКонтакте | Дзен/ОбнимиМеня

О спектакле театра Absurdus «Записки сумасшедшего» мы уже писали — до его выхода. Но репетиция, на которой я побывала в апреле, разительно отличалась от конечного продукта. Тот драйв, те эмоции и детали каждой роли предсказать было невозможно.

23 июня Absurdus стал одним из трех участников отборочного тура регионального этапа фестиваля «Театральное Приволжье». Кроме него свои спектакли представили «Студенческий театр УлГТУ» и объединение «Палитра» из УлГПУ. В «Молодёжном театре», где можно было посмотреть постановки, собралась разношёрстная публика. Причём, на Солдатова, как выяснилось из опроса, приходили даже те, кто с его творчеством знаком весьма поверхностно. Было много и профессиональных актёров.

— Сложно судить по ребятам с точки зрения профессионала, потому что у них пока нет профессии, они действуют на голом энтузиазме. И именно за это самодеятельные коллективы ценят, — рассказал актёр и режиссёр Ульяновского драмтеатра Александр Лебедев. — Я бы не приходил сюда, если бы был снобом: на что смотреть, у них же нет дипломов… А тут наоборот – я иду, чтобы увидеть что-то новое, потому что у любого, кто в театре сто лет, есть застой в творческом мышлении. Непрофессиональные коллективы дают возможность увидеть, что театр бывает разным и в нём может быть что-то такое, чего мы обычно не видим. Я сам часто ставлю спектакли для молодой аудитории. Например, недавняя постановка «Кеды» родилась так: я взял эту историю и подумал, если говорить о молодёжи, то не имеет смысла что-то приукрашивать и сглаживать острые углы. Обо всём нужно говорить правдиво! Если ребята курят, то мы это показываем в спектакле, но там это решено художественно. На молодёжную тему сейчас есть запрос, ведь студентов и школьников год от года всё сложнее привлечь в театр. Мы стараемся говорить на их языке, и это срабатывает.

— Мы посмотрели постановку «Берегите себя и своих близких» творческого объединения «Палитра», — поделилась впечатлениями Ольга Ертушева. — Это одна из потрясающих постановок объединения, которая направлена на остро социальные, животрепещущие проблемы. Меня потрясла игра моего товарища по сцене и по вузу Владислава Сотникова. Я нисколько не сомневалась в его успехе. В свой день рождения я приехала, чтобы его поддержать. А с Павлом Солдатовым я как студентка историко-филологического факультета УлГПУ знакома с первого курса. Я знаю его по многочисленным мероприятиям, в одном из них я участвовала – читала стихи Владимира Маяковского в  Slovo DaDa. Это для меня был своеобразный эксперимент, потому что я читала стихи от лица мужчины. Он увидел во мне тонику Маяковского, как сам признался. Мне кажется, творчество Павла очень специфично, не для всех, это такая элитарная культура. И это меня привлекает.

Фото: Алексей Шлык

«Признаюсь, с недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть такие вещи, которых никто еще не видывал и не слыхивал» (Н.В. Гоголь «Записки сумасшедшего»)

Для кого-то ангел с опадающими крыльями (в самом начале главного героя бреют, и его волосы ещё долго лежат на спине), для кого-то человек с пронзительным мученическим взглядом, но для всех непременно сумасшедший. Как актёру Павлу Солдатову, наверное, пришлось сойти с ума для роли. Хотя возможно ли такое ненадолго, вопрос открытый.

Как режиссёр он населил полотно спектакля странными созданиями, больными фантазиями и людьми-мебелью…

— В спектакле я играю больную фантазию главного героя в виде его матери. И она предстает в весьма необычном образе, — рассказала актриса театра Absurdus Маргарита Захарова. — Именно поэтому я в школьном платье – там сразу несколько аллегорий – это пища для размышления зрителей. Вообще это Пашино любимое задание – загрузить зрителя. Спектакль очень сильно изменился с тех пор, как мы начали над ним работать: появились новые герои, новые фантазии шизофреника Поприщина, новые интерпретации его действий. Над этой ролью я работаю постоянно: в свободное время сажусь в уголочек и работаю над героем. Паша для меня – лучший друг, старший брат, наставник, мы с ним знакомы с 2011 года. Он позволяет мне раскрыть свои творческие способности, за что я ему благодарна. Он многому может научить и на многое открыть глаза.

— Я видел спектакли Павла Солдатова, с творчеством хорошо знаком, — рассказал руководитель «Молодёжного театра», актёр Ульяновского театра драмы Алексей Храбсков-Вольный. — Ревности к Паше как к режиссёру у меня нет – я же себя режиссёром даже не мню. Паша – личность, человек, который ведёт за собой людей, собирает, высказывает свою точку зрения, он художник и он это доказывает. Кстати, он сам себя считает художником и превосходным – это видно. Перед этим спектаклем мы, кстати, договорились, что он нам тут ничего не разгромит. Я ему объяснил: то, что находится в помещении, взято мной в кредит за 499 тысяч рублей.

Фото: Алексей Шлык

«Сегодняшний день — есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я» (Н.В. Гоголь «Записки сумасшедшего»)

Спекталь состоялся с аншлагом. Прийти на него можно было по записи, и, как рассказывали организаторы, они были вынуждены отказывать некоторым желающим — места были заняты задолго до 23 июня. Мнения зрителей разделились: кто-то был шокирован, кто-то обескуражен, кто-то вдохновлён, а кто-то расстроен. Не было только равнодушных. А это, наверное, и есть главный показатель того, что действо состоялось.

— Павлу Солдатову всегда удаётся удивить зрителя, — рассказала Светлана Грушина. — Он поставил спектакль и блистательно сыграл главного героя Поприщина. Хотя и на сцене он оставался режиссёром: лёгким движением руки герой приглашал других персонажей (Мавру, начальника, возлюбленную) «включал» их щелчком пальцев. Особенно мне запомнились нервные движение рук Поприщина, языка и головы, напоминающие начинающее сумасшествие. Герой перемещался из одного края сцены в другой, ловко играя книгой, зонтиком и даже вентилятором. Особо хочу выделить костюмы, они тоже были необычны и разнообразны: от самого откровенного до строгих брюк. Ещё много чего стоило бы отметить, но лучше, конечно, увидеть это своими глазами. Мне кажется, обаяние Павла Солдатова, долгая и кропотливая работа молодых непрофессионалов, замечательный текст Николая Васильевича Гоголя, разбавленный монологами из других спектаклей, стихотворениями режиссёра, стоит потраченного времени!

— У меня давно был интерес к Павлу Солдатову, я хотела посмотреть его спектакли, — поделилась Ольга Манахова. — Я поняла, что, несомненно, талант у него есть. Как он самовыразился, это было интересно, но с точки зрения актёра. А с точки зрения зрителя спектакль смотреть было тяжело – когда один человек на сцене и у него идёт беспрерывный монолог, без действия, ты периодически хочешь отключиться и увидеть что-то ещё. И важно понять, какую задачу он ставил перед собой: если он хотел привлечь зрителя, то ему, на мой взгляд, это не удалось, а если хотел самовыразиться, то с этой задачей он справился. Мне не хватило смены сцен, работы с партнёрами… И по времени было затянуто. В целом, воспринимать было сложно. Хотя видно, что Павел владеет приёмами, у него много мыслей, возможно, это сложный для него материал.

— Я бы назвал «Записки сумасшедшего» моноспектаклем, потому что практически всё шло от лица главного персонажа, остальные выполняли второстепенные функции, но на их фоне сильнее было воздействие человека, который солировал, — рассказал о своих впечатлениях Владислав Советкин, генеральный директор телекомпании «СТВ». — Меня всегда восхищало то, что актёры могут выучить такие длинные роли, а здесь не просто длинная роль, но и очень сложный текст, изобилующий метафорами, сравнениями… Видно, что человек над ним работал без отдыха. Перед спектаклем я почитал про гоголевские «Записки сумасшедшего» на «Википедии». И тем интересно его современное прочтение: с одной стороны мы видим старый Петербург, с другой, — есть приметы нашего времени, например, автомобили. На самом деле, тема противопоставления общества и маленького человека всегда популярна. И маленького человека, как правило, это общество сжирает. Я бы процитировал фильм Алексея Балабанова «Брат»: «Город — это злая сила». И эта злая сила буквально растоптала и съела главного героя. И ещё… Как мужчина я не мог не порадоваться девушке, которая раздевается в конце спектакля. От всех зрителей-мужчин большое спасибо и этой актрисе, и автору постановки.

Фото: Алексей Шлык

«Андеграунд жив. Поприщин мёртв. Свадьбы не будет», — написали создатели спектакля в соцсетях. Но Поприщин жив. Именно он получил главный приз этого тура, а видеозапись об истории его болезни поедет покорять следующие этапы… Значит, жить он будет.



Мы используем файлы «cookie» для улучшения функционирования сайта. Если вас это не устраивает, покиньте сайт.
Оk