Не зли библиотекаря!
Вчера, 2 марта, наши коллеги из ульяновского издания 73online.ru опубликовали большую статью о катастрофической ситуации с оплатой труда библиотекарей региона. Главные герои статьи — сотрудники библиотеки № 8. Публикация вызвала огромный резонанс в культурной среде Ульяновска. Например, депутаты Законодательного собрания региона на очередном заседании попросили министра культуры прокомментировать изложенные в статье факты. Для нашей редакции это тоже важная тема, поскольку мы тесно сотрудничаем с этой библиотекой, ведём несколько совместных проектов. Мы не остаёмся в стороне и публикуем некоторые неизвестные читателям подробности работы Централизованной библиотечной системы (ЦБС), а также размышления писателя Михаила Камалеева о том, как можно оптимизировать работу этой структуры.
Новые обстоятельства истории — в новой статье!
В конце 90-х годов, когда я учился на втором или третьем курсе университета, мне довелось писать курсовую работу на тему оптимизации системы управления структуры со множеством филиалов. Предметом моего интереса стала разветвлённая сеть библиотек родного города. Основных тезисов той студенческой работы было два: 1) необходимо превращать библиотеки из мест, где хранятся книги, в своеобразные камерные аналоги современных центров культуры, 2) необходима централизованная система управления, которая возьмёт на себя административные, бухгалтерские, логистические и другие функции.
По поводу первого пункта во время защиты курсовой надо мной откровенно потешались как однокурсники, так и преподаватель. В то время практически любая библиотека была самым скучным местом на планете. Представить себе, чтобы там мог состояться, например, концерт рок-группы, было равно добровольной сдаче в психиатрическую клинику. Прошло двадцать с небольшим лет, и мы видим, что поход в библиотеку очень часто не связан непосредственно с процессом временного заимствования печатных изданий: здесь проводятся различные лекции и мастер-классы, просмотры фильмов и концерты, собираются дискуссионные клубы и т.д. Например, в 8-ой библиотеке наша редакция проводит публичные интервью.
Многие сейчас, возможно, удивятся, но Централизованная библиотечная система в Ульяновске существует с 1974 года. И если сами по себе библиотеки здорово изменились за это время, то ЦБС, кажется, до сих пор не заметила, что портреты Брежнева в «красных уголках» уже давно неактуальны. Я очень надеюсь, что происходящая сейчас медийная «встряска» заставит руководство этой структуры пересмотреть заплесневелые принципы управления. Мы, кстати, призываем коллег-журналистов обратить внимание на эту проблему с самых разных сторон — нужно оправдывать звание «четвёртой власти». А чиновники, как вы все прекрасно знаете, крайне боятся именно огласки и публичного обсуждения их некомпетентности.
Так уж вышло, что наше плодотворное сотрудничество с «восьмёркой» привело к тому, что Дарья Рыкова, главный редактор сайта, является приглашённым сотрудником библиотеки — на полставки и по совместительству, для удобства реализации совместных проектов, но всё же… Поэтому мы знаем принципы управления ЦБС и условия работы библиотекарей изнутри. Давайте разберём некоторые их аспекты подробно.
Работа с персоналом
Это звучит нелепо, но заведующий библиотекой часто не может повлиять на кадровые вопросы. Предложенную им кандидатуру запросто может «завернуть» сотрудник кадровой службы ЦБС. Собеседование там максимально напоминает то ли товарищеский суд без зрителей, то ли анкетирование кандидата на вступление в ряды КПСС. Например, Дарье Рыковой — кандидату филологических наук с научной работой по творчеству Людмилы Петрушевской, журналисту с 20-летним стажем (основная тема статей — околокультурная тематика), сотруднику федерального издания — заявили: «всё понятно, опыта работы в культуре у вас нет».
Анкеты для потенциальных сотрудников, которые они заполняют при оформлении на работу, кажется, списаны с методичек советского КГБ для выезжающих за границу.
Вывод очевиден: принятие кадровых решений должно быть прерогативой руководителей библиотек, а не неких «серых кардиналов» из ЦБС. У головного офиса должна остаться лишь одна обязанность в этом вопросе — ведение документооборота.
Страх и нездоровая конкуренция
То, о чём пишу я, о чём написали коллеги из 73online.ru, — факты и обстоятельства, давно известные в библиотечной среде. Трудность в том, что, как и в любой бюрократической структуре, открытым разговорам о проблемах руководство ЦБС предпочитает репрессии, моральное давление и запугивание (увольнением, невыплатами премий).
В ход идут и психологические манипуляции в стиле «а вот в такой-то библиотеке так, а вы вот не умеете». Не думаю, что подобный ход настраивает сотрудников на позитивные действия. К моему огромному сожалению, часто приходится слышать от знакомых сотрудников библиотек нелестные отзывы о своих коллегах. Но, если разобраться, им нечего делить, кроме внимания руководства ЦБС, которое, собственно, ничего и не даёт. Получается, что вместо взаимовыгодного горизонтального сотрудничества мы имеем антагонизм, который провоцирует нелепая и неуместная «вертикаль власти».
Деньги
Низкие зарплаты и какие-то ничем не объяснимые финансовые планы — это, как говорится, верхушка айсберга. Есть ещё невидимая часть: множество расходов библиотекарям (чаще всего — заведующим) приходится нести самостоятельно. Все эти пресловутые чай-кофе-печеньки для гостей, транспортные расходы для перевозки книг и оборудования, покупка необходимых технических штучек типа микрофонов, флешек и проч. — всё это чаще всего оплачивается из личного кармана. И это реально проще сделать самим, чем просить у ЦБС, проходя 666 кругов бюрократического ада.
Выводов здесь два: 1) руководители ЦБС, спуститесь на землю, посмотрите в глаза реальности — ваши сотрудники с зарплатой в 12 тысяч рублей покупают технику для проведения мероприятий, которые ВЫ требуете проводить; 2) сотрудники библиотек, перестаньте это терпеть — в ответ на их требования сами требуйте материально-технического обеспечения.
Некомпетентность
По сути, сам по себе факт наличия объединяющей структуры в библиотечном деле — очень хорошая, правильная идея с точки зрения менеджмента. Проблема в том, что ЦБС почему-то считает себя представителями высшей касты, а сотрудников библиотек — рабами на плантациях.
Смысл же в том, что ЦБС — это обслуживающая структура, бэк-офис, люди, которые должны документально, технически, юридически обеспечивать работу библиотек. Пока в головах руководства не произойдёт принятия и осознания этого факта — библиотечную систему города не ждёт ничего хорошего.
Проблема же в том, что большинство сотрудников ЦБС безнадёжно застряли в 1974 году, не желая оттуда выбираться. Уровень компетентности не то, что низкий, а просто не поддаётся оценке.
Маленький пример. Есть замечательная площадка на сайте Культура.РФ, которая даёт возможность провинциальным учреждениям культуры (библиотекам в том числе) заявлять о своих проектах на всю страну, получать гранты и налаживать горизонтальное сотрудничество с коллегами из других регионов. Для того, чтобы такую информацию размещать, необходимо иметь личный кабинет на сайте. Там довольно сложная процедура подтверждения, в котором основную роль в нашем случае играет именно ЦБС.
Знаете, сколько личных кабинетов ульяновских библиотек на этом сервисе? ШЕСТЬ из возможных ТРИДЦАТИ ТРЁХ.
Вопрос простой: почему бы не сделать личные кабинеты всем библиотекам силами ответственного сотрудника ЦБС?
Я знаю ответ: не останется времени на то, чтобы вмешиваться в текущую работу, гнобить, унижать, запугивать.
UPDATE. 4 марта тема противостояния восьмой библиотеки и ЦБС возглавила топ Яндекс.Новостей в Ульяновске. Благодарим коллег из «Улпрессы» за републикацию этой статьи. Также на проблему обратил внимание «Коммерсант».