Форум "Липки-2019": кому он нужен? - Darykova.Ru

Форум «Липки-2019»: кому он нужен?

Рубрики:
Около культуры
Социальные сети:
ВКонтакте | Дзен/ОбнимиМеня

С 15 по 21 сентября в Ульяновске будет проходить уже 19-й по счёту Форум молодых писателей «Липки». В город приедут 157 участников (прозаики, поэты, драматурги, критики) из самых разных мест России и зарубежных стран. Ульяновск представляют сразу 10 человек. Все они в течение недели будут заниматься на мастер-классах, которые проводят известные литераторы, редакторы журналов, посещать встречи с профессионалами и практиками литературного мира…

Примерно такой текст можно прочитать практически в каждом новостном издании региона. Но что стоит за официальной «картинкой», которую старательно выводят для нас организаторы и пиарщики форума? Насколько участие в нём полезно и необходимо начинающему писателю? Действительно ли поездки на подобные мероприятия могут дать старт яркой писательской карьере?

Михаил Камалеев делится своим личным опытом участия в форуме 15 лет назад, беседует с участниками этого мероприятия разных лет, а также теми, кто принимал участие в других литературных конкурсах и премиях.

Так уж вышло, что в 2004 году я действительно был участником 4-го Форума молодых писателей, который тогда оправдывал своё название «Липки» — он проходил в одноимённом подмосковном пансионате. На тот момент у меня, 25-летнего, в писательском бэкграунде была твёрдая и неоспоримая пятёрка по литературе в школьном аттестате, шесть написанных рассказов, бывшая тёща — главный редактор провинциального литературно-краеведческого журнала, переезд в Москву и непомерные амбиции. Один из моих текстов опубликовали в очередном итоговом печатном сборнике интернет-журнала «Пролог», редакция которого внезапно рекомендовала меня для участия в «Липках» (а заодно потом и выдвинула на премию «Дебют»). Всё это было очень стремительно: о своём участии я узнал буквально недели за три до начала форума.

Дизайн сайта форума «Липки» не менялся с момента создания в 2000 году

Я не могу точно сформулировать, чем мне оказался полезен этот форум. С одной стороны, например, участие в мастер-классе журнала «Новый мир» было, как минимум, интересным и содержательным. Оттуда я вынес новые для себя знания по проработке сюжетов и разработке характеров персонажей. С другой стороны, на том же самом мастер-классе уровень дискуссии иногда был примерно таким: «вот ты пишешь про 2000 долларов, но это же очень много, сбавь хотя бы до 500!» И я сейчас говорю это абсолютно серьёзно… С одной стороны, после участия в форуме мне предложили работу в двух печатных СМИ (в одном случае — писать обзоры книжных новинок, в другом, если честно, не помню, о чём именно шла речь). С другой стороны, одно издание было из города Камызяк Астраханской области, а второе — какая-то московская газетка типа «Новости Капотни». И я снова не шучу…

Но мастер-классы — это половина дела. Или даже меньше. Гораздо более интересным было то, что называется нелепым словосочетанием «творческие встречи», с самыми разными известными людьми. В 2004 году в Липках перед нами с лекциями выступали тогда ещё министр культуры Михаил Швыдкой, писатели Василий Аксёнов, Эдвард Радзинский, был Владимир Познер, не доехал, к сожалению, Леонид Парфёнов… Издатели, журналисты, кинодеятели и даже учёный-биохимик! Сейчас, изучая программу форума-2019, я даже близко не вижу этого уровня…

Впрочем, лично для меня есть однозначный конкретный положительный результат — я твёрдо решил никогда в жизни не связываться с «толстыми» журналами, издательствами, различными cоюзами писателей и проч. «Наш формат — самиздат». Как показывает время, я оказался абсолютно прав: технологии за полтора десятка лет шагнули так далеко, что издательство лично мне сейчас представляется совершенно ненужным посредником между автором и читателем. С другой же стороны, есть и обратный пример. Со мной в одной группе на мастер-классах занимался тогда ещё начинающий писатель Серёжа Шаргунов, который сейчас — уже, несомненно, Сергей Александрович — приезжает в Ульяновск на форум «Липки» в качестве главного редактора журнала «Юность» и с корочкой депутата Госдумы. Ну а Сергей, собственно, и есть плоть от плоти та самая «издательская индустрия» со всей своей инфраструктурой в виде редакций, критиков, издательств и т.д. Впрочем, я его не осуждаю.

Удивительно, но многие участники прошлогоднего форума (он тоже проходил в Ульяновске), к которым я обращался за комментариями, избегают разговоров, отделываясь какими-то общими бессмысленными фразами в стиле «ну, форум, ну, мастер-классы, в Ульяновске красиво, было интересно». Странно, ведь речь идёт не о политике, религии и наркотиках. Или мы чего-то не знаем? Точно так же нелегко найти и отзывы о форуме в социальных сетях, да и вообще в интернете. В частных разговорах, требуя анонимности при публикации, мои собеседники отмечали общую организационную небрежность, высокомерное отношение к участникам со стороны организаторов и большинства приглашённых «звёзд», снижение уровня значимости события по сравнению с прошлыми годами.

Самыми смелыми оказались две милые барышни, каждая из которых по-своему имеет отношение к «литературному процессу» и собственный опыт участия в различных писательских мероприятиях. Мы поговорили с ними о сложностях участия в конкурсах и премиях, писательском опыте, преодолении неуверенности, репутации и престижности различных событий в литературном мире.

Татьяна Филатова, прозаик, участница форума «Липки-2019»:

— В сентябре я впервые приму участие в форуме молодых писателей России и стран СНГ, который пройдёт в нашем городе, я очень жду это событие. Чем больше автор участвует в литературных мероприятиях, получает обратную связь, работает потом над своими произведениями, достигает результата путём проб и ошибок – тем ценнее и разнообразнее его опыт. Нам всем хочется, чтобы нас хвалили, но критика гораздо полезнее. Мне кажется, что и опытному автору зачастую сложно заметить «слепые зоны» в своём произведении, потому что глаз замыливается. А уж молодому точно трудно объективно оценивать своё мастерство, поэтому творческое общение с другими писателями в этом смысле бесценно.

Татьяна Филатова

Участие в каких конкурсах, премиях, других литературных событиях оказалось для тебя наиболее важным? И с точки зрения личного, эмоционального восприятия, и с точки зрения литературной карьеры.

— Самое сложное – это начать, наверное, поэтому наиболее значимым событием для меня стало участие во Всероссийском Совещании молодых литераторов Союза писателей России в июне 2018 года в Ульяновске, где мою прозу впервые обсудили на творческом семинаре. Это дало многое для обретения уверенности, для понимания своих сильных и слабых сторон. С тех пор я приняла участие в пяти Совещаниях, два из которых прошли в Ульяновске, остальные — в Уфе, Москве и Ярославле.

С чего всё началось? Как ты поняла, что нужно принимать участие в подобных конкурсах-премиях? Или это было приглашение со стороны организаторов, издателей или кого-то ещё?

— Год назад мой друг и один из организаторов того Совещания – Александр Дашко — настоятельно пригласил меня участвовать, можно сказать уговорил, за что я ему очень благодарна. Я всегда писала для себя, просто чувствовала сильную внутреннюю необходимость, а участие в творческих семинарах – это другой уровень работы над своей прозой, перейти на который зачастую трудно решиться. После семинара стало ясно, что это необходимо – профессиональный взгляд со стороны идёт на пользу автору и произведению.

Зачем начинающему писателю/поэту участие в чём-то подобном? Насколько реально получить известность и признание, участвуя в различных литконкурсах?

— Вариться в собственном соку всегда плохо. Не каждый готов задать себе вопрос: а не графоман ли я? Трудно отдать свою работу на «суд» мастеру, к тому же критика не всегда бывает адекватной, всё же чем больше знающих людей выскажутся о твоём произведении, тем будет лучше. Но это больше о работе над своей прозой, чем об известности. Все мы знаем, что известность далеко не всегда показатель профессионализма.

Татьяна Филатова и министр культуры Ульяновской области Евгения Сидорова

Есть ли у подобных событий «жизненный цикл»? Когда можно сделать вывод, что то или иное событие изжило себя? Что нужно сделать для того, чтобы перезапустить, переформатировать «умирающий» конкурс?

— Поскольку я не являюсь организатором подобных мероприятий, мне трудно ответить на эти вопросы. Наверное, когда уровень победителей падает, событие изжило себя. У нас в Ульяновске в прошлом году попытались «оживить» областной литературный конкурс «Первая роса», добавили призовой фонд — тридцать тысяч рублей победителю.

Ниса Матлина, поэт, победительница конкурса «Первая роса — 2018» в номинации «Поэзия»:

— Вокруг конкурса «Первая роса — 2018» было большое оживление. Связано это с тем, что впервые в его истории победителям вручали денежные призы. Но мне кажется, что престижность, статус любого конкурса, любой премии заключаются не столько в содержании призовой части, сколько в общественном резонансе, в огласке. И победителям, и просто участникам очень важно понимать, что такое участие — это не просто повод собраться и посмотреть друг на друга, но и возможность выйти на более широкую аудиторию, получить известность. Местные СМИ после моей победы, после церемонии вручения премии, проявили большой интерес, сами находили меня, брали интервью, писали статьи. Надеюсь, это было полезно.

Ниса Матлина в центре

— Есть ли у литературных конкурсов, премий «жизненный цикл»? Что нужно делать, когда становится понятно, что событие «умирает», изжило себя?

— Актуальность любого литературного события зависит от текущих потребностей читателей, от вызовов времени. Конечно, для возврата утраченного интереса необходимо менять формат мероприятий: например, вводить новые номинации, учитывая модные формы, актуальность жанров и стилей. И это касается не только самих по себе премий и конкурсов, но и поэзии как таковой — её содержания и формы. Невозможно оценить нечто новое, авангардное, пользуясь изжившими себя критериями. Организаторы таких конкурсов должны идти за развитием литературы, а не наоборот. Хотя мне не нравится слово «оценивать» в данном контексте. Я считаю, что задача таких событий — помогать начинающим.

— Как начинающему писателю, поэту преодолеть страх, стеснение, неуверенность в себе, не бояться представлять свои произведения на суд жюри премий?

— Действительно, многие, что называется, «пишут в стол», не публикуются, не представляют себя широкой публике. На это есть несколько причин. Психологические: боязнь открывать свой внутренний мир, страх неадаптации или потери индивидуальности. Есть и социальные причины — элементарное незнание, куда можно обратиться за советом, где найти единомышленников. «Толстые журналы» фактически недоступны, они давно живут в собственном мирке, не допуская посторонних. Нет литературных студий, которыми бы занимались профессионалы, поэты с именем. И здесь, как ни странно, на помощь начинающим могут прийти городские библиотеки. Во многих из них есть литературные кружки, объединения, куда можно прийти, почитать свои стихи, послушать других, перенять чей-то опыт. Главное — не стесняться. И ещё найти золотую середину: воспринимая критику, не потерять индивидуальность, но и при этом не потерять способность адекватно оценивать свой уровень.

Ниса Матлина

— Из чего, на твой взгляд, складывается литературный опыт?

— Широта и многогранность тем, эксперименты с жанрами. Этого не стоит бояться, пусть даже и не получится. Литературный опыт не возможен без опыта жизненного. Лучший способ его получить — это путешествия.

— Ты говорила про недоступность «толстых журналов»…

— Если говорить про «толстые журналы», то они не так доступны, как хотелось бы в большей степени именно провинциальным молодым авторам. Прежде чем попасть в такой журнал, необходимо пройти долгое «восхождение» на местный литературный «Олимп», а значит — провести огромную творческую работу, выдержать жёсткую конкуренцию. Я понимаю, что в идеале, такие форумы как раз и должны стать тем самым мостиком между молодым провинциальным автором и новым уровнем литературной карьеры. Но, по крайней мере на сегодня, это происходит с большим трудом. Предстоит еще много работы в этом непростом деле, как организаторам подобных мероприятий, так и молодым авторам.

Каждый житель Ульяновска может составить собственное мнение о том, как проходит форум «Липки» — его программа предусматривает не только мастер-классы для участников, но и открытые встречи с писателями и поэтами, на которые может попасть любой желающий. Полная программа форума — на сайте Дворца книги, который является основной площадкой проведения события.



Мы используем файлы «cookie» для улучшения функционирования сайта. Если вас это не устраивает, покиньте сайт.
Оk