Каверовирус: как (был) устроен бизнес кавер-групп в Ульяновске и что изменится этим летом | Darykova.Ru

Каверовирус: как (был) устроен бизнес кавер-групп в Ульяновске и что изменится этим летом

Рубрики:
Бизнес в городе У.,  Музыка в городе У.
Подпишитесь на обновления:
Instagram | Facebook | ВКонтакте | Яндекс.Дзен

Давно прошли те времена, когда кульминацией свадеб, юбилеев или предновогодних вечеринок становились танцы вприсядку под нетрезвое сопровождение дуэта куплетистов-частушечников. Да и «короли танцполов» в полосатых костюмах с отливом, лихо нажимающие кнопки на двухкассетных бумбоксах, кажутся каким-то ложным воспоминанием в болезненном бреду. Ничего удивительного нет в том, что сейчас праздничные трапезы сопровождаются выступлением красиво одетых, бодрых, весёлых ребят и девушек, громко и профессионально, а главное — живьём, полноценной группой, исполняющих мировые и отечественные хиты разной степени свежести. Да, это не «лица из телевизора», в «Вечернем Урганте» вы их точно не видели, их песни не крутят на радио и не включают в подборки типа «100 хитов в машину» популярные паблики, за ними не выстраиваются очереди жаждущих автографов в супермаркетах, но их концертному графику могут позавидовать многие участники песенных ТВ-шоу, а музыка — это их работа.

Мы решили разобраться, как устроена эта ниша музыкального бизнеса в Ульяновске, сколько денег зарабатывают музыканты, что нужно сделать, чтобы начать и удержаться на плаву, какие трудности и радости есть в этом деле.


Работать над статьёй мы начали за пару недель до того, как случилась история с карантином, поэтому, возможно, некоторые вещи окажутся неактуальными, когда всё это закончится. Впрочем, герои публикации высказали свои мнения о том, что будет дальше, как эпидемия коронавируса скажется на их работе.


Википедия даёт нам поразительное по своей бессмысленности цикличное определение: «Кавер-исполнитель — музыкант, специализирующийся на исполнении кавер-версий музыкальных композиций. Музыкальная группа с подобной специализацией называется кавер-группой (англ. cover band)».

Спасибо, зануды, всё понятно! 😉 Бизнес кавер-групп — исполнение чужих песен на различных мероприятиях (свадьбах, юбилеях, корпоративах, церемониях награждения, городских праздниках и т.д.).

Сава Савич, группа «Бурбон»: «Кавер-группа — это изначально коммерческий проект. Творчеством тут занимаются, но редко. Материал не нужно сочинять, всё готово — бери и делай. В авторском проекте всё гораздо сложнее».

Павел Васильев, группа «Господа Dance»: «Меня сейчас могут возненавидеть все авторские группы Ульяновска, но почти все ребята начинали с Nirvana и Metallica в каком-нибудь гараже или даже дома. Во всём остальном — это совершенно разные направления, хотя каверщикам тоже много приходится «придумывать» (новые аранжировки, MashUp’ы, попурри».

Катя Чая, группа Katya Chaya: «Кавер-группа для нас – это работа, хоть и творческая. Думаю, это главное отличие подобных проектов от авторских».

Katya Chaya

Репертуар кавер-групп очень широк и разнообразен. Нередко заказчику на выбор предоставляется список из двух-трёх сотен проверенных временем хитов, которые музыканты могут исполнить на концерте. Но всё это многообразие подчиняется нескольким нехитрым правилам:

  • песня должна узнаваться гостями праздника с первых аккордов, т.е. быть стопроцентным шлягером;
  • главная цель мероприятий — веселье, поэтому все аранжировки максимально танцевальные;
  • каждые четыре-пять песен гостям нужен небольшой отдых, и здесь в ход идут баллады («медляки»), под которые можно разбрестись по парочкам или же просто послушать, выпить и закусить.

Многие музыканты пишут собственные песни, но исполнение их на корпоративах и свадьбах — своеобразное табу. Как сказал один из наших собеседников, «нам платят не за то, чтобы слушать нытьё о наших пиздостраданиях». Часто кавер-музыканты параллельно заняты в других группах, которые исполняют авторский материал. Некоторым из них участие в кавер-проектах даёт финансовую базу для развития и продвижения собственного творчества.

Свадьбы, корпоративы и юбилеи — вот основные площадки для выступлений кавер-групп в Ульяновске. Многие музыканты признаются, что им больше нравится играть в клубах и барах, без привязки к какому-то конкретному поводу, но очень немногие заведения могут себе позволить уровень их гонораров. Среди наиболее активных в плане приглашения каверщиков за последние года два называют Records, «Шипр», Harat’s, «Матрёшки», John Potter’s. Но ситуация сильно изменилась именно в последнее время. «Матрёшки» фактически отказались от этой практики, Records приглашает кавер-группы только на заказные корпоративы. В Harat’s нам ответили буквально следующее: «Мы не часто практикуем ульяновские кавер-группы на своей площадке», хотя даже беглое изучение афиши заведения в соцсетях показывает, что такие выступления происходят 3-4 раза в месяц.

Отдельным пунктом в этом списке стоит «Шипр», его в качестве интересной и денежной площадки упоминают многие музыканты. Летом прошлого года этот клуб даже проводил кастинг для кавер-групп, во время которого отбирались коллективы для выступлений на предновогодних вечеринках. В рекламе кастинга упоминался «контракт на полмиллиона».

Группа «Бурбон»

Конкуренция в этом бизнесе — понятие не односложное. Кавер-группы, ответственно подходящие к своей работе, имеющие полноценный живой состав, тщательно выстраивающие свет и звук, большей частью конкурируют не между собой, а с другими артистами, нацеленными на рынок свадеб и корпоративов. Это, в первую очередь, ди-джеи, для успешного выступления которых требуется меньше оборудования, да и элементарно места на площадке. Это и группы-однодневки, собирающиеся на период летних загородных свадебных гуляний или в предновогоднее время. Они выступают фактически за любые деньги малым составом в 2-3 человека. Это и «поющие ведущие», совмещающие в себе функции тамады и певца под инструментальную фонограмму, «под минус». Отдельная боль — иногородние гастролёры.

Павел Васильев, группа «Господа Dance»: «Конкуренция есть. Но, к великому сожалению, она выходит за рамки Ульяновска, т.е. наш рынок съедают ребята из Казани, Тольятти, Самары… При этом их ценник в 2-3 раза выше ульяновского. Поднимался данный вопрос среди друзей-музыкантов (да и не только среди музыкантов) уже не раз. Версий много, вариант развития событий один — нужно постоянно что-то кому-то доказывать и всегда по-разному».

У Савы Савича из группы «Бурбон» особое мнение: «Конкуренция чувствуется порой, но не так сильно, как всеобщий кризис и обнищание людей. Развлекаться наш народ стал гораздо реже и скромнее».

Серьёзные группы, не первый год работающие на ульяновском рынке развлечений, общаются между собой и даже перекидывают друг другу заказы, когда не могут справиться сами по тем или иным причинам. «Катя Чая нам как сестра родная!», — говорит Савич. Сама Катя утверждает, что сильной конкуренции нет («по крайней мере, мы не сталкивались») и подтверждает свою дружбу с группой «Бурбон».

По словам Максима Пазекова, руководителя event-компании Pazekov Team, в Ульяновске порядка десяти активно действующих кавер-групп, но иногда этого количества недостаточно для удовлетворения запросов клиентов, поэтому event-агентства сотрудничают с иногородними артистами. Нередко это пожелание самих заказчиков. Стоит отметить, что спрос на выступление кавер-групп всегда стабилен. «Потому что это эмоции, драйв и картинка, которая очень хорошо дополняет любой проект. Заменить группу может и ди-джей или сольный вокалист, но звучание инструментов, которое доводит до мурашек, заменить невозможно», — уточняет Пазеков.

В плане продвижения своего бизнеса кавер-группы не изобретают какие-то особенные стратегии. В ход идут активность на страницах в социальных сетях, таргетированная и контекстная реклама. Но если для авторских групп конечной целью зачастую является максимально широкое распространение своего творчества и привлечение публики на концерты со входом «с улицы», то для каверщиков самое главное – «зацепить» потенциального клиента, готового оплатить их выступление на закрытом мероприятии. Поэтому соцсети больше используются как место «складирования» портфолио, фотографий и видео с различных выступлений, промо-роликов и т.д. А самыми эффективными способами раскрутки наши собеседники дружно называют «сарафанное радио» и выступления на больших площадках во время проведения городских праздников, сборные концерты, которые собирают сотни и тысячи человек. После таких выступлений у групп стабильно появляются заказы, десятки людей с интересом сами просят контакты и с удовольствием берут визитки.

Ещё один канал привлечения клиентов – сотрудничество с event-агентствами.

«В нашей компании есть база всех кавер-групп города и ближайших регионов. Под каждый проект мы индивидуально подбираем группу, так как каждая из них по-своему уникальна, и мы стараемся работать со всеми», — говорит Максим Пазеков.

Максим Пазеков

Гонорары за выступления могут быть очень разными и зависят от различных факторов: сезонности, известности группы, места проведения мероприятия, его продолжительности. Сумма вознаграждения относительно известной группы, делающей качественное шоу большим составом на продолжительном по времени празднике, начинается от 35000 рублей. Особой строчкой в бюджете события стоит предусмотреть техническое оснащение площадки (звук, свет, оформление сцены, наличие экранов и т.д.). В каждом индивидуальном случае этот момент рассматривается отдельно в зависимости от требований и пожеланий заказчиков.

Участники рынка отмечают, что техническое обеспечение многих площадок в городе находится на низком уровне и часто не даёт возможности удовлетворить все желания и капризы клиентов без значительных дополнительных затрат, которые, в основном, зависят от арендной платы за прокат оборудования. Иногда бывает так, что стоимость оформления сцены, аренды техники и её транспортировки значительно превышает сумму гонорара выступающих музыкантов.

«Я проводил подсчёт себестоимости выступления группы. Каждый из нас шестерых тратит в среднем 1700 рублей на подготовку. Сюда входят стоимость предварительной репетиции на базе, струны, транспорт. А стоимость концертных костюмов и инструментов мы делим на 50 концертов», — говорит Павел Васильев.

Некоторые группы выставляют чёткую стоимость своего выступления, кто-то назначает цену за час нахождения на площадке, включая время на саундчек, ожидание между блоками концерта и т.д. Иногда группы, идя навстречу заказчику, снижают цену своего выступления, но выходят на сцену не полным составом (например, дуэтом гитариста и вокалиста с включением инструментальной фонограммы) или сокращают время выступления, развлекая гостей не на всём протяжении праздника, а лишь в конце мероприятия. Вариантов много, но стоит помнить, что снижение цены почти всегда приводит и к снижению отдачи.

Группа «Господа Dance»

У этого бизнеса есть и своя сезонность. Например, именно в нынешнее время, в апреле-мае, даже независимо от ситуации с коронавирусом, карантином и самоизоляцией, на рынке всегда наблюдается спад, связанный с усталостью людей после новогодних гуляний, нестабильной погодой, началом дачного сезона и православным постом. По крайней мере, именно такие причины падения спроса называют музыканты и организаторы в качестве основных.

Самый ажиотажный спрос наблюдается, конечно же, в декабре, в сезон предновогодних корпоративов, когда группы могут быть заняты буквально каждый день, а иногда давать и по паре концертов за день. Летний период, несмотря на отпускной сезон, обычно тоже является очень удачным. В основном, за счёт свадеб и летних выездных корпоративов различных компаний.

Но в этом году предстоящее лето музыканты и event-агентства ждут с большой настороженностью. Причина, конечно же, ясна: совершенно не понятно, как будет развиваться ситуация с продлением коронавирусного карантина, а по прогнозам экономистов, мировую и российскую экономику ждёт небывалый спад. Мы, конечно же, поговорили с героями статьи и об этом. Вот какие мнения у них есть на этот счёт.

Katya Chaya: «Не могу пока дать адекватную оценку сложившейся ситуации. По ощущениям, всё идёт по одному месту… Но! Уныние — не про меня. Буду продолжать делать то, что умею и люблю, а дальше время покажет…».

Сава Савич: «Всё поменяется не в связи с коронавирусом, а в связи с той задницей, которая повисла над всем миром и над Россией (у неё задница самая большая, мне кажется). Кризис, короче. Снизится покупательская способность, получат больше актуальности артисты, которые делают примерно то же самое, но дешевле (урезанные составы с плейбэками). Возможно, всё вернется на старые рельсы. Возможно, многие откроют для себя онлайн и продвигаться будут и там. Время покажет, прогнозов строить не буду. Но я чувствую, учитывая новости, которые я читаю и смотрю каждый день в разных источниках, что в России всё будет печально. Посмотрите, сколько людей ходит по улице, без масок, плотнячком. На шашлыки ездят. Им плевать. Придурки, нет другого слова. В лучшем случае в конце июня будем все в масках выступать. Но в это слабо верится. Мне кажется, мы пойдем по сценарию Италии».

Павел Васильев: «Цены придётся уронить всем. Люди сейчас несут серьёзные убытки, особенно те, кто бронировал даты заранее, оплачивал рестораны и т.д. И мы «подвинемся», да и вся event-сфера тоже. В остальном, предполагаю, что заявок будет даже больше какое-то время. Прогнозы – хорошие! Даты, на удивление, продолжают забиваться, с июля по октябрь (если карантин таки снимут) должно быть очень плотно. Сложившаяся ситуация — почти что война, а война, это всегда регресс во всех сферах. Думаю, восстанавливаться всё будет до следующего летнего сезона, не меньше».

Максим Пазеков: «Я считаю, сфера event-бизнеса в 2020 году уже не будет прежней. Конечно, те, кто любит отмечать праздники на широкую ногу, по-прежнему будут их так же отмечать. А на более простые события будут сокращать бюджеты или вообще их отменять. Например, летние корпоративные мероприятия будут отменять, аргументируя тем, что финансы были потрачены на борьбу с коронавирусом и на корпоратив их нет. Ну а новогодние праздники, я думаю, всё же будут отмечать».

Фотографии — из социальных сетей героев публикации, превью — pixabay.com



Дорогие читатели, друзья! Вы можете поддержать дальнейшее развитие сайта, переведя любую доступную вам сумму с вашей банковской карты или из кошелька Яндекс.Деньги (для выбора способа перевода нажмите соответствующую кнопку рядом с полем "Сумма"). Комиссия не взимается! Все поступившие деньги будут направлены на то, чтобы сделать контент сайта ещё более интересным и разнообразным.