Илья Лисин о том, как открыть легендарный бар без вывески и сделать из него настоящий дом культуры
В последнее время редакция нашего сайта часто использует бар «Дом культуры» едва ли не как собственный офис. Мы приглашаем сюда на встречи наших партнёров, проводим здесь интервью и даже читаем лекции. Бар открылся 10 мая этого года, всего чуть больше полугода назад. Илья Лисин – главный человек в ДК – за это время стал нашим другом. Это ли не повод сделать классное интервью? Михаил Камалеев отправился в давно уже знакомое место на Ленина, 95, чтобы ненадолго вытащить Илью из предновогодней суеты и поговорить о всяком.
— Итак… Семь месяцев назад ты открыл этот бар. Какие итоги, достижения?
— Какие-либо итоги подводить пока рано. Я тоже думал и даже планировал, что через полгода после открытия буду это делать, но сейчас понимаю, что всё же нужно дождаться 10 мая. Промежуточные итоги не имеют смысла сейчас. Довольно сложно сформулировать, чем именно мы довольны или нет. С точки зрения финансовой части, конечно, я ещё не доволен. С точки зрения аудитории, людей, которые сюда ходят – очень доволен. Я встречаю здесь именно тех, кого и хотел видеть изначально, когда задумывался этот проект. Это люди примерно 25-30 лет, аудитория, похожая на меня, — возрастом, характером. Хотел, чтобы сюда ходили люди пассионарные, небезразличные, у которых всегда есть свои взгляды на самые разные вещи. Они спорят друг с другом или со мной, иногда даже сами с собой, но это классно! Очень круто, что эти же люди помогают делать бар – своими советами, критикой. Понятно, что к чему-то нужно прислушиваться, что-то нужно сразу выбрасывать из головы, но эта вовлечённость очень радует.
— Как появилось это помещение? Много было разных вариантов?
— Мы задумались над открытием бара… Точнее, мы приняли окончательное решение, что «всё – делаем», 5 или 8 января этого года. У меня ушёл примерно месяц на формулировку концепции. Было несколько идей, но основным было то, что у нас должна быть активная барная стойка и весёлая пивная тема. Изначально планировали сделать небольшое заведение а-ля CraftPit, когда несколько человек пришли и уже битком всё. Начали искать соответствующее помещение, было много разных вариантов. Например, на Федерации. Это самая барная улица с большой проходимостью, да и аренда там значительно меньше, чем у нас сейчас. Но когда я оказался именно здесь, в этом помещении (это было в феврале), ощущение этого здания 19-го века, этого красного кирпича, того, что это памятник культуры, как ни странно, хотя это вообще-то бывшие конюшни… Вот знаешь, когда оказываешься в Питере в барах небольших… Вот эта картинка меня лично очаровала. Когда ты в Ульяновске, в самом центре, на улице Ленина, а ощущение такое, что где-то далеко-далеко отсюда. Очень порадовало именно это ощущение. Поэтому мы здесь. А сколько точно было вариантов, я уже и не вспомню. Огромное количество. Была даже идея сделать это всё в Новом городе, потому что подобных заведений там точно нет.
— Кстати, как ты относишься к идее сделать из улицы Федерации что-то вроде московского Арбата – пешеходную улицу с барами-кофейнями?
— Я только за. Это очень крутая идея, которая привлечёт туда много новых людей, потенциальных клиентов. Конечно, это повлечёт за собой рост платежей за аренду, да и другие расходы, и нужно, естественно, понять, насколько это всё даст возможностей для предпринимателей, какие плюсы и минусы, но такое место просто необходимо Ульяновску. Давай будем честными: у нас город, как бы это правильно сказать… серый, грустный. Моё мнение, что с этой идеей про Федерации можно было бы очень классно работать. Вообще (смеётся), я сейчас, наверное, кину камень в Ночную мэрию (за соседним столиком сидит Евгений Сафронов – менеджер проектов НМ — прим. ред.) или в кого-то ещё, кто занимается культурой в городе, но я совершенно не понимаю, почему у нас не продвигаются темы Ленина, старого Симбирска, революционного времени того. Можно сделать целую улицу только из баров на советскую тему. Давайте свезём в Ульяновск все памятники Ленину со всей страны, сделаем из них отдельный парк и т.д. Музей истории СССР в развлекательном ключе, праздник «мир-труд-май» на весь мир, чтобы приезжали тысячи китайцев сюда и смотрели инсталляции разнообразные.
— Ты говорил, что это здание – памятник культуры. Какие-то сложности, связанные с этим, были при открытии, при оформлении документов?
— Специфика, конечно, есть. Например, ты не можешь менять фасад такого здания, но мы, собственно, этим и не собирались заниматься. У нас даже до сих пор нет вывески, но она скоро появится. Мы её уже заказали, она будет необычная – это будет световая проекция, а не физическая вывеска.
— Ну и, естественно, вопрос про название. «Легендарный бар» — в чём легендарность? И почему «Дом культуры»?
— Про «легендарный бар», если честно, меня уже замучили! Надо мной и смеялись, и издевались, всякое было. Когда мы делали фокус-группу, тестировали название, оно вообще не заходило у аудитории младше 25-ти. Я был очень этому удивлён. А вот люди старше очень веселились от названия «Дом культуры». Ну а «легендарный бар», во-первых, это ирония! И это логично. Вот мы только открылись – и сразу «легендарный»! Взрослые 50-летние дяденьки писали мне в инстаграме «С какого х.. вы легендарные? Лет 10 поработайте и тогда уж, может быть…». Я ответил в духе «возьмите словарь Ожегова и посмотрите, что такое ирония».
Вообще, про названия у нас в городе очень странно всё. Некоторые называют себя ресторанами, хотя это никакие не рестораны, конечно, а рестораны называют себя клубами и т.д. Ну откройте вы википедию, посмотрите, чем ресторан отличается от кафе, а бар от паба, например! Паб – это заведение, где есть собственная пивоварня, где в самом заведении варится собственное пиво.
И по поводу названия нашего тут есть ещё один ироничный подтекст. Поскольку мы не придумали определение своему заведению, поэтому у нас будет отдельное определение – «легендарный бар». Две такие шутки для посвящённых в одной части названия.
А «Дом культуры» потому, что я закончил факультет культуры и искусства в УлГУ, а Олег, мой партнёр по бизнесу, — историк и культуролог. Плюс, так или иначе, я всегда был связан с творчеством, делал мероприятия, играл в КВН. Когда приезжаешь куда-нибудь, видишь этот дом культуры местный, который молодёжь просто обходит стороной, хотя вроде бы как для них это сделано, там поют одни только бабушки по воскресеньям в десять утра и ничего больше не происходит. Мне всегда хотелось сделать дом культуры, реальный, современный, куда захочется прийти, где будет интересно, куда можно принести какие-то свои мысли, идеи, проекты.
— Это у тебя первый опыт в ресторанном деле?
— Нет, нет… Я работал в разных заведениях, очень многих. Помогал создавать их. Не будем углубляться, но опыт в этом деле у меня хороший.
— Кто является конкурентами для «Дома культуры»?
— В том формате, который мы стремимся делать, у нас, наверное, не очень много конкурентов. Мы вряд ли даже у кого-то отвоевали гостя. Мы, скорее, нашли нового, своего и постоянного. Возможно, он ходил по разным заведениям, но остался у нас как завсегдатай. А если говорить про деньги, то понятно, что нам конкуренты, частично, «Нутрь», «Клюква» на Бебеля. Вряд ли CraftPit и Beer House. Мы не гонимся сейчас за крафтовым пивом, попробовали как-то эту тему, но пока не будем её делать. Большого ассортимента крафта у нас нет, и в ближайшее время не ожидается. Можно это сделать, это вопрос буквально одного месяца и некоторой суммы, но я сейчас занят другими вещами.
— Например, какими?
— Понимаешь, работа с баром – это бесконечная занятость, всегда есть что-то, что нужно сделать. Вчера буквально я ездил за ёлочками, которые, видишь, на столах стоят. Новогодний сезон всё-таки. Сейчас заказывают корпоративные мероприятия как раз новогодние. У нас формат интересный для небольших компаний: люди приходят, и весь бар работает только для них. Это прикольно. Такой момент, что нужно сделать хорошо, что сейчас есть. Хотя мы очень гибкие в этом плане. Если наши постоянные гости будут говорить: «Илья, привези то-то и то-то», пиво какое-нибудь или ещё что-то, то, конечно, мы это сделаем.
— Сколько людей здесь работает?
— На данный момент – четверо. Нас было больше, но пришли вот к такому оптимальному количеству сотрудников.
— Получается, что пришлось уволить какое-то количество людей. Ты такой улыбчивый, позитивный человек, с тобой приятно разговаривать. Как ты справляешься с увольнением людей? Или, например, со штрафами за всякие косяки? Ты вообще жёсткий руководитель?
— Думаю, что я не жёсткий. Вообще не люблю повышать голос, как-то унижать человека. Кто-то пользуется подобными приёмами, но мне они кажутся варварскими, средневековыми. Мне проще всё объяснить человеку, а если он не понимает, что от него требуется, значит нам дальше не по пути. Насчёт увольнений, я знаю, что некоторые, когда уволят сотрудника, начинают заниматься самоедством, не спать ночами и переживать. Я не такой. Мне кажется, уволив человека (если он с чем-то не справлялся), я делаю лучше и компании, и ему.
— Давай поговорим лично о тебе. Я несколько раз видел тебя в качестве ведущего мероприятий, корпоративов. Я так понимаю, что у тебя большая загруженность в этом?
— Тьфу-тьфу-тьфу, да! Я веду свадьбы, корпоративы, дни рождения.
— Это сильно отвлекает от бара?
— Может отвлекать, конечно. Сейчас, в декабре, это будет точно – у меня уже 11 заказов на корпоративы новогодние. Начиная с 19 или 20 числа – и до самого 1 января…
— Как ты начал этим заниматься?
— Я в КВН играл. С 2007 года, с 15 лет, получается. Это было классно. Я вырос в Карсуне, мальчик из деревни, а при помощи КВН получилось увидеть разные города. Мы ездили в Питер, Великий Устюг, куда-то ещё. При этом тебя отпускают из школы на неделю, чтобы ты поехал, представлял район на всю Россию. Круто, мне нравилось.
— Можешь вспомнить своё самое первое мероприятие, корпоратив? Как это было вообще?
— Дааааааа… Это было ужасно! Мне было 18 лет. Первый раз я провёл свадьбу. Я учился в университете, играл в КВН, ко мне обратились из event-агентства: «Илюха! Проведи свадьбу. Мы тебе заплатим 5000 рублей!» У меня стипендия была 1600. Пять штук – какие-то космические деньги для меня тогда были. Конечно! Всё, что угодно! Не буду говорить, в какой это было деревне, но это было максимально ужасно! Микрофон со шнуром, неимоверное количество гостей, деревенская столовая, типичная сельская свадьба с тем самым антуражем. Как только я сказал, что пришла пора дарить подарки молодожёнам, примерно половина гостей встала и ушла! И они больше не вернулись. Это был, конечно, космос! Свадьба такая: у жениха нет половины зубов, платье невесте досталось от мамы, попахивало кизяком. Но я надеюсь, что у них до сих пор всё хорошо, они счастливы.
— Что важно для ведущего мероприятий? Личностные качества, профессиональные, на что нужно обращать внимание, к чему готовиться, чем заниматься?
— Мне кажется, в первую очередь, важна уверенность в себе. И работает закон диалектики – количество переходит в качество. Чем больше ты проведёшь мероприятий, тем тебе легче дальше. Что интересно, сейчас я уже совсем не волнуюсь выходить на сцену, выступать на публике. Я могу нести любую чушь, если понадобится, если что-то пошло не по сценарию. Надо в депутаты идти, наверное. Второй момент – иметь врождённое или приобретённое чувство юмора. Понимать, как устроен юмор, уметь быстро реагировать на нестандартную ситуацию. Люди разные, работа с людьми – это сложно. Нужно уметь быстро отвечать, быстро реагировать. Опытный ведущий всегда поставит человека на место, но делать это нужно негрубо.
— Какие самые дикие случаи были в твоей практике?
— Я провёл сотни свадеб, корпоративов и прочих мероприятий. Таких моментов, понятно, было множество. Сейчас вспомню что-нибудь уж совсем такое… А, вот! Веду свадьбу. Самое начало, встречаем молодожёнов. Говорю: «Минут через пять начнём основную программу, а я, знаете ли, человек самовлюблённый, люблю, когда мне аплодируют. Тем более, сегодня такой праздник. Давайте зажжём, когда я буду выходить, когда зазвучит музыка». И тут женщина из зала задаёт вопрос: «А ему что делать, как он будет аплодировать?» Кто он? Я не понимаю. И она показывает на человека, гостя, у которого нет обеих рук. Представляешь? И я растерялся, не знал, как реагировать. Во мне смешались все чувства – и смех, и стыд, и растерянность. Хорошо, что сам этот мужик громче всех смеялся над этой ситуацией. Это, пожалуй, максимально смешной и странный случай был.
— Чуть раньше ты говорил про названия, а точнее – про самоопределение заведений. Про пабы, которые не пабы, про то ли клубы, то ли рестораны… Как ты относишься к термину «тамада»? И как нужно правильно называть ведущего различных мероприятий?
— Мне не очень нравится, когда называют тамадой. Это вызывает какие-то ассоциации с 90-ми, когда свадьбы вели большие тётеньки из деревень, одевали гостей в памперсы, заставляли пить тех, «кто родился в январе». И, насколько я знаю, слово «тамада» грузинское и переводится как «жених». Все это имеет далёкое отношение ко мне. Мне нравится, когда называют ведущим. Я именно веду мероприятие, а не веселю гостей. Это очень тонкая мысль, но, как ни странно, именно гости веселят сами себя, а задача ведущего — направить мероприятие и настроение людей в правильное русло.
— Если говорить про «Дом культуры», какое самое запоминающееся событие состоялось за время его существования? Чем ты гордишься, например?
— Пока нет особо такого, чем я горжусь, всё впереди. Я радуюсь каждому дню и каждому гостю. Очень хочу, чтобы был такой бар, где каждому гостю комфортно каждый день. Вот ещё какой момент: не обязательно пить, друзья! Не обязательно даже что-то покупать у нас. Приходите, будем разговаривать, развлекаться.
— Ты когда сам женился, у тебя кто вёл свадьбу?
— Изначально было несколько вариантов, кто будет ведущим. Была даже такая идея, что я это сделаю сам. Причём, я знаю человека, который так сделал. Помнишь, была такая команда КВН «Сборная малых народов»? Ринат Фатхуллин там был такой парень, он сам у себя свадьбу вёл. Люди знакомые рассказывали, что это был фактически их с женой бенефис.
Мы на своей свадьбе думали об ульяновских ведущих, но остановились мы на другом. Вёл нашу свадьбу классный чувак, зовут его Лёша Кабунин, живёт он в городе Пенза. Была такая команда КВН «Сура», играла в Высшей лиге. Он приехал в Ульяновск, и мало того, что провёл свадьбу, так ещё три дня потом здесь тусил. Он очень классный, всем советую. Если кто-то соберётся жениться, я познакомлю!
— В «Доме культуры» проходят разные поэтические вечера, концерты, лекции и т.д. Что бы тебе хотелось, чтобы происходило здесь? Какие-то форматы, темы, как ты это видишь?
— Во-первых, мне бы хотелось, чтобы таких мероприятий было больше. А, во-вторых, не важно даже, заработает ли бар с этого или нет. Мне бы хотелось, чтобы это было как данность – лекции, встречи, концерты. Была такая тема: встретились с человеком, он перепродаёт машины. «Перекуп», как это называют. И вот он хотел сделать что-то типа лекции о том, как покупать подержанные машины в Ульяновске, на что обращать внимание, к кому обращаться и т.д. Это прикольно! Любой формат, не обязательно, чтобы было с искусством связано. Главное, чтобы человек был интересный и ему было о чём рассказать. Были ребята, которые делали дизайн для Alfa Future People. Был парень, который делал логотип и инфографику для KuJi Podcast.
— Вы принимали участие в «Ночи искусств», делали на улице около Молодёжного театра выездную точку с глинтвейном и хот-догами. Насколько участие в таких масштабных городских событиях эффективно для бизнеса бара? Отдача была конкретно от «Ночи искусств»?
— Финансовая отдача была минимальная. Довольно тяжело предугадать, на что-то рассчитывать. Что-то, конечно, мы заработали, но это далеко не космические прибыли. Здесь важнее другой момент: сам факт участия, то, что люди узнают о нашем баре. Даже если это будет всего один человек, который скажет: «О, «Дом культуры», где это? Надо бы туда сходить!», а если ему здесь ещё и понравится, он останется, станет постоянным гостем – вообще прекрасно.
— Про взаимоотношения с Ночной мэрией расскажи. Насколько это помогает развитию?
— Не могу сказать, что я уж очень сильно что-то почувствовал от этого. Какой-то фидбэк 100% есть. Ну вот, например, мы с тобой же познакомились, общаемся, сотрудничаем. Я очень удивлён, что Ночная мэрия, оказывается, существует не везде, что Ульяновск – один из первых городов в России, где она появилась. Я убеждён, что такая вещь однозначно нужна городу. Тем более, что вначале я говорил про Ульяновск, что он серый, скучный. Необходимо, чтобы было некое коммьюнити, которое бы объединяло самых разных людей – творческих, бизнесменов, площадки, власть. Я рад, что наши налоги тратятся именно туда, а не в какие-то другие места. Это классная вещь. С Юлей Сашиной мы давно уже знакомы, а с Пашей Андреевым мы вообще года с 2007 общаемся. Я думаю, они делают классное дело, нужное. И я всегда рад с ними встречаться.
— Давай напоследок очень личный вопрос — про твою фамилию. Тебе нравятся лисы? Знаешь, откуда пошла твоя фамилия, её историю? И ещё – есть у тебя домашние животные?
— До 16 лет я прожил в деревне, и у меня нет особого умиления при виде маленького котёнка или цыплёнка. Как понимаешь, там этого добра — только перешагивать успевай. Сейчас нет домашних животных, потому что это большая ответственность. Я сам иногда поесть забываю, а ещё кота кормить, не думаю, что ему будет круто жить в моей компании. Года два назад жена подобрала на улице котёнка, ей стало его жалко, принесла домой. Я назвал его Тони Монтана. Через какое-то время его всё же пришлось отвезти в деревню и сменить имя на Толяна. Вот там с новым именем и возможностью лазить, где он хочет, парень и кайфует по сей день.
По поводу фамилии я мало что знаю. Знаю, что я однофамилец самого богатого человека в России! (Владимир Лисин, председатель совета директоров НЛМК, 1-е место в списке Forbes за 2018 год, состояние 21+ млрд. долл. – прим. ред.).
В детстве папа говорил мне, что наш прапра- и ещё много раз прадед охотился на лис. Пожалуй, плюс-минус это так и есть. Вероятнее всего, это древнеславянская фамилия, из тех времен, когда люди называли друг друга звериными именами. Быстро бегаешь — будешь заяц, любишь сладкое — медведь.
Фотографии предоставлены героем интервью