Летов озвучивал фильм, но это было немое кино
В прошедший четверг, 22 октября, в ульяновском Молодёжном театре состоялся показ документального фильма «Берлин — симфония большого города», который ещё в 1927 году снял Вальтер Руттман. Показ сопровождался живым музыкальным сопровождением группы легендарных российских музыкантов. Сергей Летов, Владимир Голоухов и Алексей Борисов объединились для специального турне в рамках «Года Германии в России». Представление в Ульяновске стало первым из серии выступлений в семи городах. Также в списке Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Йошкар-Ола, Коломна и Москва. Мы пообщались с музыкантами, сходили на показ фильма и делимся с читателями своими впечатлениями.
В заголовке мы попытались обыграть строчки из песни Бориса Гребенщикова «Немое кино». Это не просто так: приехавшие в Ульяновск музыканты в разное время сотрудничали с БГ и «Аквариумом».
Фильм показывает нам документальную хронику одного дня жизни столицы Германии конца 20-х годов прошлого века. Мы видим разнообразные уличные сцены: пешеходов и транспорт, продавцов газет и курьеров, спешащих на работу офисных клерков, неспешно коротающих время за бокалом вина в ресторанах гламурных дам, занятых своими незатейливыми играми детей, скитающихся в поисках пропитания бездомных собак и кошек, рабочих, которые обеспечивают жизнь города, уличные драки, нищих, посетителей кинотеатров и варьете…
Музыканты, опутанные хитрым переплетением проводов, заставленные большим количеством сэмплеров, ноутбуков, midi-клавиатур и прочей диковинной техники, сидя перед экраном, в режиме реального времени озвучивают всё происходящее. Музыка и звуковые эффекты настолько органично вписываются в визуальный ряд, что иногда теряется ощущение, что озвучка происходит здесь и сейчас.
Михаил Гунин, диджей, присутствовавший на событии, так описывает свои впечатления:
— Мне всегда интересен музыкальный ракурс немого кино. В этом фильме кажется, что звуковая, ритмическая составляющая действительно здорово выражена визуальными средствами — даже если абстрагироваться от живого звука, ты как будто достраиваешь в воображении симфонизм городской среды, множество мотивов, составляющих город как нечто единое. При этом интерпретация музыкантов часто в хорошем смысле неожиданна — когда слушаешь и смотришь, то понимаешь, что это не просто фон, но отдельное измерение. Город состоит из парадоксов — звучит пугающе, но одновременно заманчиво. Мне нравится этот формат кино вживую, с удовольствием при случае посетил бы ещё раз.
Нам удалось пообщаться с музыкантами до показа фильма. Сразу чувствуется, что эти люди нашли в жизни то, чем им действительно интересно заниматься. Даже на самые простые вопросы они отвечают долго и обстоятельно. Становится понятно, что это не банальная работа. Слушая их, понимаешь своё полное незнание такого огромного и интересного культурного пласта, каким является документальный кинематограф столетней давности. Видно, как глубоко они погружены в контекст. Летов сотоварищи сыплют фактами, рассказывают мелкие детали создания подобных кинокартин, легко сравнивают работы разных режиссёров, озвучивают подробности быта жителей европейских городов начала 20-го века. Многое из того, что было сказано, становится понятно лишь после того, как на экране промелькнули финальные титры и в зале включился свет.
Нам было интересно, как принимают подобные перформансы в провинции, тем более что у музыкантов огромный и долгий опыт подобного озвучивания старых немых фильмов. Например, Сергей Летов занимается этим уже больше 25 лет, он объездил фактически всю страну и принимал участие в озвучке более 40 фильмов. Совершенно спокойно, с нескрываемой иронией и даже каким-то удовольствием от срыва шаблонов в головах незрелой публики он рассказывает о том, как с некоторых представлений зрители начинали уходить уже в начале представления, совершенно не понимая, что происходит в зале. При этом, для него очень важным является момент, когда хотя бы один из присутствующих проникается этой своеобразной эстетикой, переосмысливая своё видение реальности. Очень важно, что этот человек начинает ощущать свою сопричастность к происходившему много лет назад и осознаёт, что и в прошлом веке люди чувствовали и переживали то же, что происходит в его душе сейчас. Сочетание визуального ряда, зафиксированного на чёрно-белую плёнку, и звуков, которые создаются при помощи новейших гаджетов, действительно вызывает неповторимые эмоции и заставляет задуматься о своей незначительности в великом течении времени.
Дарья Косаринова, шеф-редактор 73online.ru:
— На мой взгляд, документальное немое кино даёт возможность погружения в ту эпоху, увидеть глазами современника, как жили мегаполисы в 20-е годы прошлого века. Фильм Руттмана «Берлин — симфония большого города» — экспериментальный. Он очень ритмичный, жёсткий, как немецкий военный марш. На экране появляются самые разные «маленькие люди» — рабочие, дворники, продавцы, манекенщицы, чиновники… Вот-вот начнётся драка, и двух мужчин облепили зеваки с полицмейстером, а вот — красивые женские ноги, а вот — копыта лошади, а тут — жуткие детские игрушки начала 20 века, которые современному зрителю кажутся деталями какого-то хоррора, большие глаза и сцена самоубийства женщины, бросающейся в реку, устрицы в фешенебельном ресторане, похлёбка для бедняков — всё смешалось. Но в этой повседневности есть логика. После утра наступает вечер, рождение и смерть всегда рядом. Очень сильное кино на контрастах. И приятно, что озвучку к фильму Руттмана написали такие талантливые музыканты, которых Ульяновск ждал давно. Просто случилась магия, вот и всё.
Фотографии Марии Цуман.
Благодарим фонд «Ульяновск — культурная столица» за приглашение на показ фильма и помощь в создании статьи.