Лена Лисица: «Стрит-арт создаётся, чтобы исчезнуть»
Интервью с Леной Лисицей, художником из Нижнего Новгорода, получилось, пожалуй, самым лаконичным из всех. Несмотря на небольшой объём, в нём достаточно смысла — он остаётся читателям и зрителям, даёт почву для размышлений. Лена говорит точёными, рублеными фразами. Потому что уверена, что слова останутся, даже когда работы исчезнут.
Познакомиться с творчеством Лены может любой нижегородец. Для этого не обязательно идти в музей или галерею — девушка известна как уличный художник. И сейчас её работы можно найти в пустующем доме на Короленко, 38, и рядом, на Короленко, 15, на фасаде заброшки по Максима Горького, 53 и на двухэтажке по Гоголя, 4.
— Почему вы обратились к стрит-арту?
— Всегда хотелось. Улица сама говорит с тобой. Реальность при минимальном дополнении может генерировать смыслы и говорить человеку о человеке. Вытаскивать его из суеты на разговор о его личном единочестве. Стрит-арт был для меня возможностью делать искренние высказывания, избегать галереи. Улица и была одной большой галереей. Зрителю не надо было идти в какое-то специальное место и в определенное время – работы сами находили своих зрителей.
— С помощью каких материалов чаще всего работаете?
— Чаще всего использовала фасадные краски и кисти, фанеру, масло. Но никогда не ограничивала себя в технике или материалах. Делала всё, что было интересным.
— Как выбираете объекты для творчества (стены, заборы)? Не жалко ли терять сами уличные работы?
— Город сам подсказывает. Никогда не трогаю ОКН (объекты культурного наследия – прим. ред.). И предпочитаю покинутые места. Ни одному художнику не жалко своих работ. У улицы свои законы. Стрит-арт создаётся, чтобы исчезнуть.
— Сколько обычно живут уличные работы? Есть ли среди них «долгожители»?
— У каждой свой срок. Как и у любого живого существа. Есть пара работ, которым больше пяти лет. Но это максимум.
«Пограничье» – важная часть авторской мифологии художницы, воплотившаяся в серию уличных работ. Она посвящена переходным этапам жизни человека: когда один этап заканчивается, а новый еще не начался.
«Во времена между волком и собакой предметы и существа меняют свои свойства и очертания, – говорит художница. – Так рыбам уже не нужна вода и они путешествуют в воздухе, а яблоки познаний возникают на земле, ничего не зная о цветении и ветвях дерева».
При этом, как и у каждой заповедной территории, у Пограничья есть свой Хранитель. В мифологии Лисицы это «никогда-не-рожденная» девочка с золотыми глазами», – написали про работу Лены журналисты культового нижегородского фестиваля «Место».
— Устраивает ли вас Нижний Новгород как площадка для творчества? Не планируете ли переезд?
— Нижний Новгород – это мой дом. Моя земля. Меньше всего на свете я бы хотела покинуть этот город. Без него мне очень плохо.
Нижний – не родной город для Елены, она приехала сюда 13 лет назад из Краснодарского края поступать в университет Лобачевского на факультет социальных наук. Впервые она побывала в Нижнем Новгороде весной 2008 года, и сразу поняла, что полюбит его. По её словам, она видит себя как художника только в Нижнем. Уезжая даже на несколько дней, Лена начинает сильно по нему скучать.
— С кем из художников поддерживаете отношения? Нет ли конкуренции в вашей сфере?
— Конкуренция – это не про стрит-арт. Каждый говорит о своём и своими способами. Глупо завидовать или воевать. Так или иначе – все общаемся. И с художниками Нижнего и с художниками из других городов.
— Увидела у вас в друзьях Юрия Вольфа. Знакомы ли с его творчеством?
— Очень люблю его шрифты. С удовольствием ношу когда-то подаренную им футболку и вспоминаю всегда с теплом.
— Где уместнее висеть вашим работам – на улицах или в музеях? Или же для выставок создаются уже другие вещи, специально для инсталляций?
— От вопроса пахнет абсолютом. Есть работы студийные. Есть уличные. Сейчас я ушла больше в студийные практики. Если будет настроение – что-то буду делать для улицы. Зацикливаться на одном вредно и скучно.
— Насколько для вас важна тема памяти?
— Это одна из основных тем моего творчества.
— Расскажите о проекте «Окна. Дети». Почему взялись за такую сложную тему?
— Это не сложная тема. Это всего лишь жестокая сказка, рассказывающая о жизни через смерть. Справившись со своими страхами, мы даем больше энергии жизни. Девочки прежде всего не мёртвые – девочки обереговые. Они хранят от того, что знают лучше всего – от смерти. Если вы не верите в тонкие миры, то это просто напоминание о хрупкости человеческой жизни. Хрупкое стекло. Хрупкие цветы. Хрупкая жизнь ребенка. Их не сберегли. Но у нас столько живых – и в каждом ребёнок. Мы можем быть оберегом друг другу. Про это рассказывают мои мёртвые девочки.
«Лена Лисица исследует память в городской среде. Для создания драматичной серии работ «Окна» художница использовала надгробные фотографии, которые, попадая в рамы окна, символизируют границу, на которой «застряли» изображенные героини», – написали про художницу в Forbes.
— Расскажите немного про студию «Тихая».
— Студия «Тихая» – прежде всего мастерские художников, которые потихоньку превращаются в институцию современного искусства. Мы получили грант от «Гаража» на ведение архивной деятельности, и сейчас наш хранитель Даша формирует цифровой архив современного искусства Нижнего Новгорода. У нас есть куратор Алиса, специалист по связям Аня, директор по продажам Наташа, и конечно лучший биг босс на свете Артём Филатов. У нас работает девять резидентов и два приглашённых художника. Все занимаются абсолютно разными вещами, но можно сказать, что мы семья.
«Моя обязанность неудачно шутить, нести бережно дичь и олицетворять гендерный баланс среди художников «Тихой», – сказала Лена Лисица про свою роль в студии в одном из интервью.
Фото предоставлены героиней интервью