Лекция Дарьи Рыковой на конференции RMC-2019 - Darykova.Ru

Лекция Дарьи Рыковой на конференции RMC-2019

Рубрики:
Международный культурный форум,  Музыка
Социальные сети:
ВКонтакте | Дзен/ОбнимиМеня

Главный редактор и живой бренд сайта Darykova.Ru Дарья Рыкова 28 сентября, открывая второй день конференции Regional Music Community, прочитала лекцию на тему «Роль и значение региональных традиционных СМИ в жизни независимого музыканта». Как назло, утром этого дня у Дарьи почти пропал голос, а языком жестов она владеет плохо, поэтому мы склонны расценивать её выступление как героический поступок. К тому же, время доклада было ограничено — всего полчаса, из-за чего некоторые тезисы лекции были озвучены совсем чуть-чуть, поверхностно, а её небольшая часть в сознании слушателей так и осталась лишь в виде надписи на слайде презентации.

Мы решили исправить эту ситуацию и выкладываем на всеобщее обозрение полный текст Дашиной лекции.

Здравствуйте! Меня зовут Дарья Рыкова. Я журналист с 20-летним стажем, работала на телевидении, на различных телеканалах: ГТРК «Волга», ТНТ, Рен-ТВ, «Репортёр», писала и пишу тексты для разных изданий. Сейчас веду программу на «Радио России» и являюсь редактором сайта Mosaica.Ru. Но на этой конференции я представляю свой авторский проект, сайт Darykova.Ru — это блог об Ульяновске, его знаменитостях и событиях. Он появился совсем недавно, буквально в начале этого года, но, как говорится, «удачно зашёл» и продолжает набирать популярность. Главные герои этого сайта — люди, которым есть что сказать миру. Мы пишем об интересной и не всегда заметной жизни города: о музыкантах и актёрах, о фестивалях, выставках и лекциях, о необычных и странных людях, об общественных деятелях и рестораторах, о литературе, журналистике и даже немного о политике. Сайт начинался как мой личный проект, но к нынешнему моменту обзавёлся небольшой редакцией — в его жизни участвуют 8 человек. Музыкальная тема — одна из основных на нашем сайте. Разрабатывать её мы начали совсем недавно, но уже ощутили, что интерес к ульяновской музыке среди наших читателей огромнейший.

Особенности музыкальной журналистики в Ульяновске — история и немного аналитики

В анонсах своей лекции я обещала вам «историю ульяновской музыкальной журналистики и немного аналитики». Так вот вам подробнейший анализ текущей ситуации: музыкальной журналистики в городе нет. Откройте любое новостное издание, начиная от лидеров рынка — «Улпрессы» и «73онлайн», и заканчивая, например, «Рупором73». И попробуйте найти хоть что-нибудь, написанное о музыке. В лучшем случае вам встретятся пара анонсов каких-нибудь концертов. И скорее всего это будут слово в слово, включая даже ошибки, скопированные пресс-релизы организаторов этих концертов. Если повезёт, то найдёте очередное невнятное интервью на три абзаца с очередным заехавшим на дежурный гастрольный «чёс» Кипеловым, Чижом или Сашей Васильевым. Это даже интервью назвать стыдно. Беседа в курилке в стиле «Как дела? — Да ничо, нормально!».

Какая журналистика — такая у неё и история. За последние лет 25 с какими-то необъяснимыми временными разрывами, вдруг, внезапно, ульяновские журналисты начинали писать про местных музыкантов, а затем, так же внезапно, эти волны активности сходили на нет. В середине-конце 90-х годов интерес к местному андерграунду проявляли «Симбирский курьер», «Народная газета» и даже журнал «Мономах», в редакции газеты «Венец» скрытно от её владельцев версталось и печаталось независимое издание «Подземное», были попытки делать интервью и записи в студии ГТРК «Волга», то же самое было и на радио «Центр», которое вы — возможно — даже не знаете.

В середине нулевых Илья «Рон» Полевин (он сейчас живёт в Чехии, но мы с ним иногда общаемся) делал сайт на народ.ру про независимую культуру Ульяновска вообще, отметился в этой теме только-только начинавшийся тогда «Улград», да и многие другие интернет-издания.

Обычно это всё прекращалось, когда «заканчивались» более или менее приличные местные группы. Любой ульяновский музжурналист проходился по одной и той же компании музыкантов: Slippers, Morbit, «Яма», «Скала Фрэглов», «Лоэнгрин», Thorax, а потом упирался в лютую и жуткую самодеятельность, от которой просто вяли уши и кровь лилась из глаз.

Совсем недавно примерно тот же самый путь прошло издание «Севен Хиллз». Но они не просто перестали писать о музыке, а вообще фактически умерли. Хотя «Севен Хиллз» находились совершенно в другой ситуации, даже в иной реальности, я бы сказала: совершенно очевидно, что за последние 2-3 года в ульяновской независимой музыке произошли огромные качественные изменения. Уровень местных музыкантов очень сильно вырос. В городе существуют десятки приличных и даже отличных групп самых разных стилей: и акустический фолк, и какой-то невероятный тяжеленный метал типа «Мотыги» и Pyton, развесёлый поп-панк, меланхоличный построк, очень приличная поп-музыка, рэп — всё, что хочешь! Наши юные коллеги в силу своего дилетантства и отсутствия опыта попросту не вытянули совершенно очевидную вещь, которая лежала под ногами, что называется.

А спрос на тексты об ульяновской музыке, на интервью с музыкантами есть. Мы публикуем интервью с Лёшей Слипом — оно за несколько дней набирает 1000 прочтений, Паша Солдатов рассказывает о том, как живёт Records, где мы сегодня находимся, — та же 1000 просмотров прилетает за пару дней. Мы публикуем совсем небольшой репортаж о фестивале «Сфера» — он моментально разлетается по соцсетям.

Казалось бы, ситуация очевидная: с большой степенью вероятности можно предположить, что жизнь кипит не в СМИ, а в социальных сетях. Да фиг бы там! Ещё в рэп-тусовке есть какая-то осмысленная деятельность ВКонтакте, например. А абсолютное большинство независимых групп, да и вообще музыкальные паблики, используют свои аккаунты для размещения анонсов и чтобы песенки новые выложить. Никаких интервью, никаких рецензий на альбомы, никаких репортажей с фестивалей и презентаций…

Активность в соцсетях — это совершенно другая тема, я её затрагивать не буду. Отмечу лишь два момента: во-первых, ещё раз — я очень удивлена тем, что такой эффективный, а главное — бесплатный, ресурс очень мало и плохо используется местными музыкантами, а во-вторых — многие принципы, о которых я сегодня буду говорить, вполне себе применимы и для соцсетей, потому что граница между СМИ и, например, пабликами ВКонтакте или Яндекс.Дзен-каналами всё менее и менее заметна.

Зачем независимому музыканту публикации в «традиционных» СМИ

Итак, сегодня мы довольно кратко поговорим о том, как и зачем независимому музыканту общаться со средствами массовой информации, чего ждать от интервью, как давать комментарии и вообще предоставлять информацию прессе.

Я надеюсь, все понимают, что такое «традиционные» СМИ, но на всякий случай проговорю, чтобы не было недопонимания. Сегодня мы употребляем этот термин для того, чтобы обозначить всё, что не соцсети: печатные газеты и журналы, теле- и радиоканалы, интернет-издания и близкие к ним по формату информационные блоги (типа моего сайта Darykova.Ru).

Зачем независимому музыканту публикации в подобных средствах массовой информации? Ну, во-первых, почему бы и нет? Во время наших бесед с ульяновскими музыкантами очень редко кто может чётко назвать аудиторию, для которой он работает. Ну а если вы не знаете, то почему бы не попробовать дать интервью газете хотя бы даже «Чердаклинский спиртодел»? Может быть, именно там ваши потенциальные слушатели? Это, конечно, шутка, но вот великий рекламщик Дэвид Огилви говорил: «Я знаю, что половина моего рекламного бюджета расходуется впустую. Только вот я не знаю, какая именно половина». Здесь возможна примерно та же ситуация: про ваш новый альбом или концерт выходит 5-7 публикаций, альбом или билеты успешно продаются, но почему именно — кто его знает?..

Дальше: ошибочно думать, что аудитория концертов — это студенты и всякая молодёжь. Продюсеру нашего сайта Мише Камалееву ровно через месяц, 28 октября, исполнится 40 лет, а он до сих пор, как юный мальчик-зайчик, пляшет на разных концертах и фестивалях. Более того, у них там есть чуть ли не целая банда сверстников, они встречаются исключительно на разных как раз концертах — такие юноши 40-летние, впадающие в детство на пару часов. А ведь это очень платёжеспособная аудитория, которая может себе позволить не обратить внимание на то, что билет стоит не 200, а 300 рублей, сделать кассу в клубе, где проходит концерт или фестиваль, купить футболку или какой-нибудь другой мерч. И тут как раз такая особенность: многие люди возрастом за 30-35 привыкли потреблять информацию именно в СМИ, а не в пабликах ВКонтакте, инстаграме и прочих фейсбуках. Так они воспитаны — в их детстве не было интернета, а когда они стали пользоваться интернетом — не было соцсетей и они просто заменили бумажные газеты на электронные.

Дальше — более очевидные причины. Поверьте, мы очень уважительно относимся к вашим взглядам на музыку, вашему мнению по самым разным поводам и т.д. Но преподнести эту информацию, направить разговор в нужное русло, расставить акценты в публикации лучше получится всё же у профессионального журналиста.

Статья, опубликованная в СМИ, лучше и проще находится в поисковиках, чем записи в соцсетях самих музыкантов. Например, спросите у Яндекса группу Never Same Sky. Вы увидите сначала ссылку на ВК-страницу группы, затем их видеоканал, страницу на Яндекс.Музыке, а на 3-5-7 строчке (у каждого по-разному) — интервью на нашем сайте. Понятно, что скорее всего сначала вы пойдёте в ВК, но попробуйте быстро найти какой-то конкретный пост именно там, особенно если он был размещён год назад, например. А ссылка непосредственно на интервью — вот она, рядышком в выдаче Яндекса. Это полезно, когда кто-нибудь будет искать именно интервью или ещё какую-то дополнительную информацию о группе.

Мы уже много лет слышим истории о том, что Youtube убьёт телевидение, соцсети заменят СМИ, но почему-то до сих пор даже короткий эфир в «Вечернем Урганте» даёт для продвижения начинающей группы эффект больший, чем размещение клипов в пабликах. Примерно та же ситуация со сравнением СМИ и соцсетей: различные интервью и статьи о музыкантах лишь добавляют им популярности.

Почему важно и полезно давать комментарии для публикаций о своих коллегах по цеху

Почему важно давать комментарии. Я в этой лекции не говорю про популярную музыку, которая ротируется на радио и центральном телевидении. Очень важно, чтобы не очень известные — а мы ведь именно об этом говорим — независимые музыканты поддерживали друг друга. Я знаю, что многие из вас дружат, проводят время вместе, репетируют… Как говорила Оксана Бода в прошлом году на этой же конференции, локальная группа становится более-менее известной, если о ней знает 1% населения региона. В Ульяновской области живет около 1,5 млн человек. 1% — это 15000. Где вы видели, чтобы на концерте независимой группы было хотя бы 500 зрителей? Фестивали «Сфера», «Экзистенция» собирают 300-400 человек, но даже никак не 500-700-1000.

При этом мы как сайт, пишущий в том числе и о музыке, не видим дуэтов, совместных записей… Максимум, что мы знаем, что, например, группы Never Same Sky и «ЛЕН-ТЯЙ» иногда репетируют вместе. Но сейчас не об этом. Ребята, ваши комментарии относительно друг друга в статьях повышают лояльность аудитории к независимой музыке Ульяновска вообще и к каждому из вас конкретно. Это примерно как участие в фестивалях: приходят люди и слушают несколько групп. Здесь то же самое. Кто-то читает интервью одной группы, в нём есть комментарий другой группы, кто-то не знал о той группе, кто-то — об этой. А в результате получаем примерно такую же тусовку, как была в Сиэтле начала 90-х, из которой вышла большая гранж-четвёрка (Nirvana, Alice in Chains, Pearl Jam, Soundgarden). Думаю, дальше продолжать не стоит.

Когда вам пишет журналист и просит комментарий о каком-либо событии в ульяновской музыке или рассказать про ту или иную группу, бояться этого не надо. Мы все — и наш сайт в том числе — плывем в одной лодке.

Чего музыканту ожидать от журналиста на интервью

И тут мы переходим к теме интервью. В Ульяновске есть небольшое количество музыкантов, которые умеют общаться с прессой. Я уже не говорю о том, что они практически никогда не используют инфоповоды для того, чтобы рассказать о себе, хотя такие поводы бывают регулярно. К примеру, выход нового альбома или съёмка клипа. Судя по нашему опыту, приглашение к интервью у большинства вызывает стресс, а многие простые вопросы — недоумение. Сложности есть и у журналиста при подготовке к разговору: информацию про большинство ульяновских независимых исполнителей собирать приходится по крупицам. Даже в соцсетях, группы в которых ведут почти все, у них не указана основная информация: о стиле, в котором играют музыканты, составе коллектива, каких-то достижениях и т.д. Единственное, что можно найти, это собственно музыка, которую журналист может интерпретировать по-своему. Поэтому «плавать» на интервью приходится как корреспонденту, так и интервьюируемому.

Со своей стороны я хочу дать несколько советов независимым музыкантам:

  1. Стоит изначально подготовить подробную информацию о себе — как вы видите это изнутри — и разместить её на доступных вам ресурсах.
  2. От разговора с журналистом не надо отказываться, даже если вас спрашивают о творчестве кого-то другого, читатели всё равно запомнят вас.
  3. К серьёзному разговору нужно готовиться. Хотя вопросы чаще всего бывают самыми банальными: о названии группы, о песнях, об отношениях в коллективе и т.д. К этому нужно быть готовыми, нередко приходится отвечать на одни те же вопросы в разных интервью. Такая вот карма у публичного человека.
  4. Отвечать на вопросы нужно предельно откровенно, не стараясь надевать на себя какую-то маску. Самое неприятное для интервьюера, когда молодой музыкант приходит со звёздной болезнью. Пафос в вопросах продвижения начинающих музыкантов излишен. Но если уж вы играете какую-то роль, то играйте до конца.
  5. Самое важное. Расшифровка и подготовка интервью к публикации — процесс гораздо более сложный, чем сама по себе беседа. Иногда это занимает неделю-две, хотя сам разговор длился от силы часа два. И здесь нужно понимать, что конечный результат не обязательно будет содержать в себе всё, о чём вы говорили с журналистом. Не все моменты интервью могут получиться, какие-то эпизоды могут выглядеть хуже, чем остальные, и их придётся выбросить. Может быть изменена хронология — исключительно для того, чтобы сохранить логику текста. Вычитка текста и внесение каких-то изменений героем интервью перед публикацией — нормальная практика, но очень плохо, когда начинается тотальное переписывание всего и вся в тексте. Ребята, ну вы же сами это всё говорили — и у нас есть запись разговора! Это в какой-то мере неуважение к журналисту — заставлять его переделывать ваши собственные косяки. Но, конечно, наша задача состоит не в том, чтобы слово в слово зафиксировать ответы на вопросы, а сделать публикацию, которую читатель с интересом дочитает до конца и составит своё мнение о герое интервью. Это можно сравнить с процессом написания песен: не всё же говорится прямым текстом… Создание окончательного варианта публикации — это совместная работа журналиста и героя интервью при взаимном уважении.
Удачный опыт с группой «ЛЕН-ТЯЙ»

В конце мне бы хотелось рассказать об очень удачном опыте взаимодействия музыкантов и СМИ. Это наше общение с группой «ЛЕН-ТЯЙ». Мы встречались несколько раз — и просто поговорить, и на их репетициях, и для съёмки видео, общались в соцсетях. Разговаривали мы много и о всяком, не только о музыке: о медицине, книгах, личной жизни и даже о коровах! И это очень хороший пример того, как музыканты и журналисты могут общаться: конечно же, в наших материалах (и текстах, и видео) не будет многого из наших бесед, но это общение позволяет нам понимать группу «ЛЕН-ТЯЙ» гораздо лучше, чем если бы мы сделали, так скажем, «дежурное» интервью. И это очень помогает в создании статей и сюжетов.
Мы наснимали довольно много видеоматериала и в каком-то ближайшем будущем сделаем из него достаточно продолжительный сюжет, а пока что мы посмотрим короткий ролик, фактически — трейлер, который представляет группу и будущий большой репортаж.



Мы используем файлы «cookie» для улучшения функционирования сайта. Если вас это не устраивает, покиньте сайт.
Оk