«Скала Фрэглов»: за 25 лет итогов нет…
Несколько лет назад наш Миша написал небольшую рецензию на альбом «Половинки» группы «Скала Фрэглов», назвав её культовой. Пару предложений из Мишиных соображений по поводу их творчества музыканты используют в анонсах своих концертов до сих пор. Слово «культовая» в отношении группы стало обиходным, а те самые несколько предложений с удовольствием копируют в описания кураторы разнообразных плейлистов музыкальных сервисов. Это был небольшой «фестиваль нескромности» нашей редакции.
Про свой «фестиваль нескромности» Иван и два Дмитрия рассказали нам во время интервью. Музыканты говорят о разном: о личных проблемах, о том, почему они четверть века играют в одном стиле, о трибьют-шоу в их честь, ну и, конечно, о восприятии собственной «культовости».
Михаил Камалеев: У нас первый вопрос для Ивана, но мы его зададим всем. Ринго Старр говорил, что судьба барабанщика – это смотреть на три трясущиеся задницы перед собой. Может ли Иван Чернов сказать так про группу «Скала Фрэглов», про две трясущиеся задницы, или есть какие-то особые эпитеты?
Дмитрий Троицкий: То, что мы мало трясёмся, он нам всегда говорит. Он всё время нас мотивирует добавлять какие-то хореографические па с гитарами. Раньше Иван нас ругал, что мы как швабры стоим у микрофонов и говорим как-то односложно, объявляем песни неприкольно. Но сейчас мы с Дмитрием, честно говоря, прокачались немножко. Я не скажу, что мы большое шоу устраиваем на сцене, но у нас появилось взаимодействие. Однозначно, стало лучше, чем было.
Дмитрий Мухин: Насколько хорошо, сложно сказать. Но сейчас Ивану проще в этом отношении, потому что раньше перед ним было действительно три трясущихся задницы, нас было четверо. А потом одна задница ушла от нас, и фронт перед Иваном освободился. И если раньше он видел задницы, то теперь он наконец-то стал видеть публику. И публика стала видеть его, поэтому в этом отношении ему должно быть лучше, как мне кажется. Ну и двигаться мы стали более активно. Пытаемся делать кульбиты с переворотом в воздухе, обратные сальто с кручением гитары на ремне вокруг шеи. Пару раз друг другу грифом в глаз попали, но ничего, теперь осторожнее. Стараемся быть активными на сцене.
Иван Чернов: Я скромный человек, мне комфортней быть в тени.
Откуда пошла «фрэгловщина»
Дарья Рыкова: Я всем группам пытаюсь задать вопрос про название. Но мне говорят, что так лучше не делать, потому что это моветон. Я придумала вопрос посложнее. Сериал «Скала Фрэглов», который мы в детстве смотрели, ставит себе задачу не только «развлекать зрителя, но и раскрывать перед ним серьёзные проблемы: предубеждения, духовности, самоопределения, окружающей среды и социального конфликта» (цитата по Википедии). Можете ли вы это сказать про себя: что вы не только развлекаете, но ещё чему-то учите, какие-то глубокие идеи несёте?
ДМ: Так… Это попытка раскрыть не просто глубину, а глубочайший смысл – в названии нашей группы и в причине появления этого названия. На самом деле, всё банально и тривиально: название, можно сказать, появилось само собой – из обстоятельств. Одним из обстоятельств был Иван. Наверное, он симпатизировал этому мультсериалу. И когда встал вопрос о названии, он его предложил, но мы, конечно, спорили. Кто-то думает, что название сразу прижилось, потому что было прекрасно. Оно прижилось не сразу, потому что я был против. Но предложить мне было нечего. Поэтому решили, что отложим этот вопрос до лучших времен. А когда у нас неожиданно возник концерт, пришлось брать то название, которое было под рукой. Так мы и остались «Скалой Фрэглов».
ИЧ: Это старая история. Была шапка с вариантами названия группы: одно из них – «Скала Фрэглов», его вытащили и оставили. Вариант был мой, просто хорошее словосочетание, мультик в детстве смотрел. У меня и у Мухина было много вариантов, написали на бумажках и сложили в его шапку, лисья такая огромная, он в ней ходил.
ДР: Так, а идеалы духовности и социального конфликта?
ДТ: Встречный вопрос. Слушали ли вы наши песни? (смеётся) Я, честно говоря, расцениваю контент как чисто развлекательный и отвлекательный – и мультсериала, и «Маппет-шоу» вообще, и нашей группы в частности. У нас есть небольшое творческое кредо. Мы всегда стараемся в песни засунуть светлую иронию. У нас творчество в основном про не очень хороших людей. Мы же, по сути, не являемся лирическими образами тех, кто есть в наших песнях.
ДР: Это же самые обычные люди, обыватели.
ДТ: Да, они обычные, но мы их раскрываем не через их неидеальность. Мы любим их всех. То есть у нас в песнях нет осуждения. Мы всегда оставляем какую-то светлую иронию, может быть, это попытка посмеяться над самими собой, может, над другими, но по-хорошему посмеяться. Нам важно какую-то прикольную вещь заметить в жизни, которая является ироничной, именно в светло-позитивном ключе ироничной, чтобы показать, что все мы люди, все мы со слабостями, а может и с «сильностями».
Большая часть нашего песенного материала, как у рэперов, посвящена нашему собственному величию, например, в наших глазах. Но опять же, это всё несерьёзно. Может быть, в предыдущем альбоме есть одна песня с заявкой на социальный контекст – она называется «Заслужил». У нас неироничные песни, если они просто с каким-то жопо-титечным содержанием, не пройдут внутренний ценз, мы их, скорее всего, не согласуем между собой. Внутри песни должен быть прикол, ирония, смех над самим собой. Если его нет, то у нас это всё блокируется обычно. Хотя у нас бывают и чисто панковские вещи, но в основном нужна какая-то заточенность на светлую иронию. Я так вижу.
МК: В прошлом году вы были на радио «2х2» у Леры Волковой, когда представляли альбом «*О*НО». И там был такой момент, когда Дима Троицкий говорил, что в предыдущем альбоме, в «Половинках», вы ушли от «фрэгловщины», а тут вернулись к ней. Такой «термин» прозвучал. Что такое «фрэгловщина» в вашем контексте?
ДМ: «Фрэгловщина» выражается в том, что перед этим Дмитрий развёрнуто рассказал про отношение к текстам и отношение к жизни через наши тексты. Правда, ещё немножко добавлю. Вы, наверное, заметили, что многие песни, если не все, они идут от первого лица. И даже если это первое лицо, этот персонаж по сюжету является отрицательным, которого, возможно, стоит осуждать, он поёт о своих недостатках, пытаясь оправдать их или даже самоиронизировать. Получается, что не мы об этом поём, а просто нашими голосами поёт этот человек. В каждой песне свой человек, свой персонаж – вот в этом прежде всего «фрэгловщина». Это подаётся в юмористической форме, в ироничной форме, в самоироничной форме или даже без понимания того, насколько он неуклюж, например, в своих попытках любви к девушке, но он об этом говорит искренне. И когда он об этом рассказывает, окружающим становится смешно.
ДТ: Я немного поясню, в разговоре на радио это касалось не столько текстов, сколько музыкального материала. Я же пришёл в группу в 2018 году, а до этого играл другую музыку – более серьёзную, меланхоличную, такую, скажем, с грустинкой. Когда я пришёл, то сразу начал встраиваться в коллектив, у нас нет какого-то ярко выраженного автора, мы все авторы. Наверное, если сравнить, то больше делает Дима Мухин в каждой песне. Но, в общем, там всегда есть вклад всех троих. Так вот, когда я туда зашёл, я был немножко инородным телом и повлиял на альбом «Половинки». Он даже по звучанию не совсем «фрэгловский» – слегка с грустинкой. И поэтому нам захотелось вернуться к более задорному панковскому звучанию. Прежде всего – звучанию.
ИЧ: Мы с Димой Мухиным давно вместе, у нас уже есть понимание, как и что будет звучать, на предпоследнем альбоме пришёл Троицкий, он что-то добавлял своё, потом врубился в тему и мы вернулись к старому проверенному стилю. Это хорошо.
Лера Волкова, ведущая эфира «Радио 2х2»:
«Группа «Скала Фрэглов» мне знакома с конца 90-х или с начала 2000-х. Вообще, как выяснилось, мы, «Радио 2х2», я имею в виду, одногодки. И им уже двадцать шестой годик, и нам тоже. Как ни странно, за весь этот период мне до прошлого года ни разу не доводилось общаться с ребятами вживую. От общения с ними у меня остались просто замечательные впечатления, да и эфир неплохой получился. Мы говорили о разном: и о творчестве группы, и о том, как им удаётся писать такую музыку, создавать такое настроение, и о том, в каких фестивалях принимали участие. Меня, пожалуй, больше всего тронула их глубина. Пусть они называют себя любителями, непрофессиональной группой, но 25 лет играют на хорошем уровне – они уже могут считаться профессионалами, это 100 процентов. И более того – они вписали свою музыку в историю Ульяновска. Что характерно – это продолжается.
Мне очень понравилось их отношение к жизни, что необходимо быть неодномерным человеком, когда не только «дом-работа-дом», а творчески самовыражаться, проявлять себя в чём-то ещё, постоянно искать пути для проявления и реализации своих заложенных от природы данных, таланта, делать то, что нравится, делать то, что любишь, и делать это с удовольствием. Мне нравится их драйв, которым наполнено их творчество, их приподнятое настроение. Их песни всегда слушаются с улыбкой, это создаёт настроение – самоирония, юмор. Я бы назвала философию «Скалы Фрэглов» философией самой жизни. У группы есть огромная армия поклонников. Это классно! Это и есть счастье».
«Вот так и должен выглядеть наш идеальный концерт – с раздевающимися до трусов бабушками!»
ДР: Нет ли у вас ощущения, что на концерты «Скалы Фрэглов» приходят одни и те же люди на протяжении многих лет?
ДМ: И это даже не ощущение, а просто мы видим, что одни и те же люди приходят годами, если не десятилетиями. На это, вероятно, влияет определённый стиль музыки. Часть поклонников появилась ещё во времена SEV-клуба в конце 1990-х. Но не только они, сейчас приходит много новых и молодых. Думаю, 50 на 50. Это даже приятно, что люди, которым сейчас 40-50 лет, приходят к нам с юного возраста. Может быть, сейчас они не устраивают какого-то слэма, но на каждом концерте мы публику раскочегариваем до этого состояния, даже пожилых людей, бывает, захватывает.
ДТ: Мы играли на дне рождения сызранского мотоклуба Right Way. Перед нами должен был быть стриптиз, но вышел конферансье и объявил, что стриптиза не будет, что-то у них не срослось. И какая-то девушка встала и говорит: «Окей, я сейчас сама всё покажу». Но ничего особенного она не показала. Просто, видимо, хорошо умеет танцевать, покрутилась-покрутилась, ну и всё. Я смотрю, из толпы выходит женщина лет пятидесяти, она солидно выглядит. Думаю, это, наверное, мама девушки, сейчас подойдёт, подзатыльников ей надаёт и со сцены заберёт. А это была её конкурентка! И вот она-то как раз разделась до трусов. А мы с Иваном стоим и понимаем, что вот так и должен выглядеть наш идеальный концерт – с раздевающимися до трусов бабушками! Вроде ничего страшного не произошло, но прикольно.
ДМ: Возможно, это когда-то была девушка, которая постоянно раздевалась на наших концертах, просто она повзрослела, а традиция осталась. Как вот раньше у музыкантов были «группис», девушки, которые всегда за ними ездили. Она тоже, наверное, из наших «группис», о которых мы не знаем даже: постоянно за нами тайком путешествует и раздевается до концерта или после концерта, а мы не видим. Но это и не важно.
Сергей Савельев, один из «Родителей Лёши»:
«Группа «Скала Фрэглов» обладает редким талантом объединять зрителей, независимо от их музыкальных предпочтений. На их концертах одинаково весело и поклонникам тяжёлого рока, и любителям инди, и даже тем, кто случайно зашёл послушать. Я до сих пор помню их легендарное выступление в клубе «Арбат» около 15 лет назад: атмосфера была настолько дикой, что люди веселились, как в последний раз. Выходили на сцену, танцевали и даже раздевались догола (да, было много голых людей!). Я убеждён, что очень редкая группа способна произвести такой мощный эффект живьём».
«Половина дворников в России метёт дворы под нашу песню»
МК: У вас на «Яндекс Музыке» чуть более 4400 лайков, то есть, это люди, которые отметили вас как интересную группу. И за последний месяц около 13500 прослушиваний всех песен было. Но самый популярный трек – это «Стороною к лету» 2000 года выпуска, если не ошибаюсь. Как можно это объяснить? Это ностальгия? Люди приходят во всякие музыкальные сервисы и стриминги, видят вас и начинают ностальгировать, слушая старые песни? Или есть заметные прослушивания новых?
ДМ: Мне кажется, какая-то часть этих прослушиваний идёт именно от тех людей, о которых ты говоришь, Михаил. Но в то же время у этих людей достаточно наших старых песен, которые они любят не меньше: они их слушали, когда были молодыми. Просто тогда как-то получилось, что «Стороною к лету» была чуть более яркой, чем все остальные. И она у слушателей первая вызывает ностальгические чувства, но потом опять возвращаются к альбому «Озария» и слушают остальные. А почему она первой является в списке популярных, я, честно говоря, не знаю. Может быть, даже для новых слушателей она также является более привлекательной по сравнению с остальными песнями.
У каждой группы есть «песня-проклятие», «песня-хвост», как у Deep Purple «Дым над водой», например. Ну, или песня «номер 1». Они её не любят, даже ненавидят уже из-за того, что на её фоне, как бы они ни старались, все последующие песни не обладают такой популярностью. Хотя есть группы, у которых как минимум не один хит, а чуть ли не все песни хиты, допустим, как у Nirvana или у Beatles. Есть такие группы, у которых несколько «боевиков» равнозначных, которые слушают на протяжении всего периода. Но у нас, к сожалению, почему-то получилось так.
ДТ: Мне кажется, это какая-то флуктуация. У нас, если судить по органическим прослушиваниям, самые популярные альбомы – это не «Озария», а «Дима Мухин» и «Живи красиво». Это всё благодаря тому, что в своё время один такой достаточно известный видеоблогер Доктор Дью в свои ролики вставил несколько наших треков. Нам неизвестно, почему он так сделал. Среди них – «Гамма-самец», «Интернет», «Порноактёр», «Минет». Видимо, ему как раз такие хулиганские песни нравятся, и они очень сильно пошли вперёд, потому что у него около 3-4 миллионов просмотров на каждом видео. Соответственно, эти песни получили очень большую аудиторию, и кому-то они, естественно, понравились и стали идти вперёд.
ДМ: Лидерство «Стороною к лету» относительно, да. Дима правильно говорит, на разных площадках разные песни становятся хитами. На YouTube, к примеру, на песню «Машинист» штук пять, наверное, самодельных клипов снято. Даже некоторые машинисты считали, что это песня про них, чуть ли не гимн их профессии. Ну, возможно, просто профессия такая специфическая, у них нет специализированной песни. За неимением лучшего они выбрали то, что нашли на просторах интернета, – нашу песню «Машинист», хотя она совсем не о том. Даже в комментариях люди пишут, что песня не про машинистов, а про отношения. У нас много есть таких завуалированных песен, но всё равно машинисты настойчиво считают, что это их песня.
ДТ: У нас, кстати, песня про дворника есть. Я хотел просто дополнить, как странно живут песни. Мало кто писал песни про дворников. У «Алисы» есть, у «Маши и медведей» было, у «Агаты Кристи» классная песня есть про дворников. Но их мало. И вот сейчас там всякие ТСЖ, которые, видимо, заставляют вести свои странички в социальных сетях, на разные дни ЖКХ и прочие профессиональные праздники, особо не заморачиваясь, ищут песню про дворника и вставляют её в свои поздравительные посты. Потом половина дворников в России метёт дворы под нашу песню.
МК: Вопрос про стриминговые площадки. Раньше, до последнего времени в России были всякие Spotify, Deezer и прочие. Сейчас они все ушли, они, конечно, доступны через VPN, но российских артистов не поддерживают. Вы замечаете перемещение трафика в ВК-музыку, в Яндекс-музыку или другие доступные сервисы?
ДТ: Это перемещение уже завершилось. Как только западные сервисы врубили «стопари», у нас сразу же прослушивания на российских стримингах пошли вверх. На Яндексе в два раза увеличились.
МК: А денег это приносит?
ДТ: Учитывая, что мы туда вкладываем ноль, то приносит, да. Прибыльность сумасшедшая, потому что у нас ноль вложений, а денег это приносит где-то порядка 12-15 тысяч в месяц.
«Мы шуты. Такие с бубенцами»
ДР: Для меня очень важна визуальная составляющая. Как минимум, два ваших последних альбома выходили с обложками авторства Егора Холтова. Недавно было громкое уголовное дело, когда его осудили именно за творчество, присудив штраф. Как вы к этому относитесь и повлияет ли это дело на ваше сотрудничество с Холтовым?
ДМ: Как можно поменять отношение к человеку, если мы долгое время с ним дружим? Конечно, не до такой степени, что «не разлей вода», но деловые контакты выросли во взаимную симпатию. Хороший человек, который выражал через творчество свои мысли, был востребован, был понят, принят.
ДТ: Почему был-то? Он и сейчас востребован и выражает мысли свои.
ДМ: Я больше говорю про то время, когда у нас складывались отношения, начиналось сотрудничество. Отношения не изменились. Я не очень внедрялся в изучение подробностей его дела, честно говоря, поверхностно с этим знаком из новостей. Это в любом случае не влияет. Как было отношение, основанное на хорошем взаимотворчестве, так оно и осталось.
ДТ: Егора я знаю достаточно давно. Это очень хороший, талантливый человек, я желаю ему всяческих успехов в творческой жизни. Скажу так: у нашего общества есть две серьёзные ошибки. Тут надо понимать, что мы, «Скала Фрэглов» и Егор Холтов, в принципе, одного поля ягоды – мы шуты в этом своём проявлении. Такие с бубенцами шуты, понимаете? Вот как раньше люди шли по базару, а там представления всякие – чего только не было! Ребята, да какая разница? Мы про поржать, не более. Но одни люди (условно назову их консерваторами) приходят и говорят: это ужас, кошмар, посадить! А другие (условные либералы) говорят: ой, это такое глубокомысленное, он герой! Да обе стороны неправы. Не надо приходить и спрашивать у меня как у панк-музыканта: «Дмитрий, что ты думаешь по этому или по тому поводу?» Да какая разница?!
ДМ: Мне кажется, вокруг Егора развернулась та же история, что в своё время с журналом Charlie Hebdo. Изначально журнал сам себя, его почитатели, читатели, все воспринимали творчество как шутку, потому что это изначально шутка. Он и позиционировался, и должен был восприниматься как шутка. Но нашлись такие люди… Тут тоже просто надо правильно найти грань. Или нашлись такие люди, или журнал переступил черту. Вот здесь как раз такой спорный момент. То ли они действительно черту переступили, то ли просто нашлись люди, которые на это агрессивно среагировали. И случилось то, что случилось. Вот здесь и сейчас с Егором происходит то же самое, правда, слава богу, что в более мягкой форме, но аналогия такая, я считаю.
«У нас чёткая иерархия: семья и работа – на первом месте»
МК: Вы все взрослые люди, у вас семьи, дети, профессии, работа. Как на это всё влияет «Скала Фрэглов», занятие музыкой? Случаются ли какие-то конфликты семейные, на работе противоречия? Вот, допустим, вам надо куда-то ехать на гастроли, это никак не вписывается в график. И ещё: какая разница между тем, как это было 20 лет назад, когда вы были молодыми и свободными, и сейчас?
ДМ: Когда это начиналось, у нас семей не было. Например, Иван, перед тем, как к нему в жизнь пришла семья в виде его жены Светы и последующих детей, сказал: «У меня группа есть, я не собираюсь её бросать, пускай это моё хобби, но я к нему отношусь серьёзно и с любовью». Это было воспринято спокойно, нормально, тем более, Светлана уже была знакома с нашим творчеством и с нашим коллективом. Мы изначально все были друзья, так и остаёмся сейчас. Поэтому это было воспринято спокойно и без всяких раздумий.
Я женился позже, но тоже со стороны моей будущей жены всё это было спокойно воспринято. Всё же происходит не так, что раз-раз и побежали в ЗАГС, люди узнают о человеке, чем он занимается, на что и сколько тратит время, приемлемо мне это или нет. Естественно, у каждого этот процесс прошёл, наши половинки видят, что это нам как минимум не приносит вреда, а зачастую даже приносит пользу. Польза примерно такая: недавно мы вместе с семьёй съездили на наш концерт в ульяновский Новый город. Прекрасно провели вечер, получили хорошие эмоции, всё классно. Поэтому здесь даже больше пользы, чем каких-то напрягов группа приносит в наши семьи.
ДТ: У меня ситуация такая же. Естественно, что и работа, и семья на первом месте. Но сейчас такие времена хорошие, которые позволяют совмещать группу и это всё без проблем. Каких-то возражений со стороны семьи нет, только поддержка. Опять же, моя семья знает, что она на первом месте. Да и по работе у меня в голову не придёт что-то отменить из-за того, что я хочу поучаствовать в какой-то музыкальной движухе, поэтому и конфликта нет. Потому что чёткий приоритет выстроен в этом хобби. Но мы относимся очень серьёзно к этому хобби, мы не просто так «тра-ля-ля» и забыли, мы стараемся совершенствоваться, насколько это позволяет, стараемся делать каждый раз лучше.
МК: А были такие случаи, когда вам приходилось отменять концерты, участие в фестивалях из-за семейных или рабочих проблем, из-за несостыковок каких-то по графику?
ДТ: Я не припомню, но это реальный обстоятельный сюжет, что так может случиться. Дело в том, что мы уже достаточно состоявшиеся люди, над нами или начальства нет, или его мало. Поэтому, в принципе, можно что-то двигать заранее. Но у меня профессия такая, что есть вещи, которые я не могу отменить. Необходимо быть там в такое-то время – и всё, как хочешь, но должен быть. Прикол в том, что я адвокат по уголовным делам. Многое зависит не от меня. Если суд назначен, ты не можешь ничего сделать, только умереть. Никаких других причин быть не может.
ДМ: Да, бывало пару раз. Однажды даже поездку в Самару мы отменили, у меня ребёнок заболел, пришлось отменить. Бывает, но, к счастью, не часто. А чтобы из-за музыки работа отменялась, такого не припомню… Я лично мог бы, потому что в моем случае это проще, я самозанятый дизайнер, конечно, у меня график более удобный, двигать можно как пятнашки все дни. А Дима и Иван, конечно, привязаны к рабочему месту.
«Мы сами себе трибьют-группа»
МК: В ваших песнях много отсылок к другим песням и исполнителям – от советской эстрады до иностранных хитов разных лет. Не было ли мысли или есть какое-то желание записать альбом каверов на песни, которые вам нравятся?
ДМ: Не было. Я лично на органическом уровне не люблю каверы, насколько бы они удачны ни были. Может быть, пару случаев вспомнить в качестве исключения – Marilyn Manson и Eurythmics, например. Потому что ты полюбил музыку такой, какая она есть, а потом через какое-то время слышишь её вариант в другом исполнении, в другом звучании, в другом саунде. Для меня так не воспринимается. У нас другое желание, отношение к музыке. Вот наша музыка и мы, всё. Больше для нас не существует. Существует только в плане прослушивания, послушать, побалдеть от чужих песен. А играть чужое я лично не хочу.
ИЧ: Каверы играть не будем, нет времени и желания снимать чужие партии, не интересно.
МК: Переверну вопрос. Если сделать трибьют «Скалы Фрэглов», то какие группы вы бы предпочли, которые сыграли бы ваши песни?
ДТ: Offspring. Это было бы очень круто. Тогда можно было бы ходить везде и не объяснять иногда, что мы за группа, а просто говорить, что кавер на нашу песню сделали Offspring. А вообще, «Скала Фрэглов» – это уже трибьют-группа сама себе. Была такая история очень давно, когда группа заявила, что она распадается. А дальше она собралась в том же составе и играла те же песни, но это был не реюнион, а это новая группа, которая играет песни «Скалы Фрэглов» и…
ДМ: Я перебью, прости. Это было объявлено на той волне, когда началась волна засилья кавер-групп, и наш бывший басист Андрей Данилов предложил такой проект – играть собственные песни, но как трибьют-группа. Нам показалось это смешным, так и делаем до сих пор.
Владимир Новиков, руководитель Deus space:
«Сначала было слово, потом второе, потом мультфильм, а затем в городе на Волге появилась группа «Скала Фрэглов». Было это в середине 90-х, и тогда я ещё был юн, красив и беден. Вместе со Slippers, Morbit, «Театром кукол» и другими командами «Скала» являлась для меня и, думаю, для многих ядром ульяновской рок-сцены. Между тем, близко с ребятами я знаком не был. Всё изменилось, прям как у Дюма, 25 лет спустя. В 2019 году у меня уже какое-то время функционировала репетиционная база, ко мне пришли «Фрэглы» – и остались. Остались репетировать, сочинять новые песни, писать новый материал. По сей день.
Мои чувства сложно было описать. Примерно так себя чувствовал бы владелец шаурмячной, если бы к нему зашли покушать Ленин, Керенский и Троцкий (ну или Троицкий)! Они как раз писали новый альбом, мы стали близко общаться: по аранжировке, звуку и прочим околомузыкальным вопросам. И, конечно, я самый первый послушал все песни с ещё неизданного альбома «Половинки» и пел вместе с группой на презентации альбома в Harat’s, ловя недоумённые взгляды публики. Им было не понятно, откуда я знаю все тексты. Потом было «*О*НО» и ещё море позитивной развесёлой музыки. Что ж – шоу маст гоу он!
Искренне восхищаюсь ребятами, их запасом сил и вдохновения. «Скала Фрэглов» – это уникальное явление в ульяновском андеграунде, и я твердо уверен, что «эта музыка будет вечной». Они сами есть поток чистой энергии – им не нужны батарейки».
МК: Ну, в общем, последний вопрос: по официальной истории (или мифологии) «Скала Фрэглов» существует уже четверть века, скоро будет 26 лет. Какие можно подвести итоги?
ИЧ: Итоги подводить рано, да и не стоит, по-моему, итоги подведут за нас, когда закончим с музыкой. А пока будем играть.
ДМ: Можно, наверное, сказать больше о достижениях или результатах, потому что слово «итоги» не совсем применимо к нашему нынешнему периоду, мы просто продолжаем и всё. Закрываться не хотим, вроде нам ничего не мешает, чтобы продолжать. Оно вот так и идёт. А результаты какие?.. Мы, во-первых, успокоились относительно стиля, относительно того, что у нас есть. Здесь такой момент интересный: есть музыка мейнстримовая, а есть культовая. Мейнстримовая музыка быстро даёт результат, потому что она изначально создаётся по рецептам, и этот успех на 100 процентов запрограммирован. Через два-три года эту группу уже никто не знает, потому что влияние моды прошло, но группа и её репертуар были заточены настолько узко в мейнстримовских рамках, что больше ничего не умеет.
Другое дело – например, группа «Пикник». Изначально, когда она только появилась на сцене, народ просто морщился от голоса Эдмунда Шклярского, а их музыку воспринимал как занудство. Но прошло 20-30 лет, они настолько уже зацементировались в собственном саунде, что у них появилась самобытность. Эту самобытность стоит только укреплять, потому что слушатели, даже не поклонники этой группы узнают её сразу по первым аккордам.
Я не ставлю нашу группу на уровень с такими громкими именами, но, тем не менее, прошло достаточно времени для того, чтобы и у нас сложилась самобытность. И мы чувствуем себя в ней спокойно, вот в этом собственном соку варимся, в этом собственном саунде. И, когда пишем новую песню, у нас всё меньше и меньше споров происходит по поводу того, как это делать. Басист знает, что здесь надо вот так, гитарист знает, что здесь так или не так, барабанщик отлично знает, что и как добавить. И самобытность сложилась настолько, что нам чем дальше, тем комфортнее в этом коллективе находиться.
ДТ: Во время разговора у нас какой-то фестиваль скромности был. Я сейчас нескромно скажу. И это не имеет отношения ко мне. Я достаточно недавно играю в коллективе, и мой вклад не такой уж большой. Но группа «Скала Фрэглов» – это всё-таки большая культурная величина в Поволжье. Вот мы приезжали в Сызрань на фестиваль, за 200 километров от места, где мы живём, и туда приехал чувак ещё откуда-то, не из Ульяновской области. И стоит такой детина лет 30-ти и говорит: «О, а это вы «Скала Фрэглов»? А я на вашей музыке вырос!» Много ли других коллективов из Поволжья могут похвастаться таким?
ДМ: Человек ложно скромничает. Два альбома уже с нами записал, а всё скромничает.
ДТ: А просят-то всё равно «Стороною к лету» играть. Ну, это так и есть…
P.S. В скором времени «Скала Фрэглов» выпустит клип на песню «Мистраль». О некоторых подробностях нам уже через несколько дней после интервью в телефонном разговоре рассказал Дмитрий Троицкий: «Есть ребята, которые устраивают файер-шоу, оказалось, что они фанаты группы. Они сами предложили сделать клип, предоставили всё «зажигательное» и сами сняли. Наше участие было только в том, что мы приехали на берег Волги, вставали в красивые позы, играли музыку. Знаю, что был задействован квадрокоптер, было много людей, байки. Сценарий для нас самих остаётся секретом. С нетерпением ждём, что получится. Съёмки прошли за один день, результат, конечно же, покажем и вам, и всем нашим поклонникам».
Фото: Александр Кременицкий, Игорь Краюшкин